В первый год это был довольно небольшой круг лучших педагогов страны, осознавших раньше властей всех уровней, что возрождающейся стране нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения, энергично вмешиваться в окружающую жизнь. Эти учителя, ученые объединились вокруг Ассоциации «За гражданское образование», которую возглавил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Пионерами этого движения тогда стали: Наталия Воскресенская, Андрей Иоффе, теперь авторы многих учебников, директора школ из Новоуральска - Полина Даминова и Ирина Горева, преподаватель вуза в Пермской области - Ирина Долинина, учитель граждановедения, а затем методист одного из отделов образования г.Ульяновска Марина Шкробова, директор школы, а затем руководитель Центра гражданского образования г.Брянска Николай Коваленко. В Самаре сложилась целая творческая команда, которая стала инициатором многих новых граждановедческих идей, быстро распространившихся по всей стране. Все они работают в региональном Центре гражданского образования, который возглавил Владимир Пахомов.

Я смотрю на карту России, опасаясь кого-то забыть, не назвать, не поблагодарить за сотрудничество, за помощь газете, просто за то, что они самоотверженно трудятся на ниве гражданского образования. Заранее приношу свои извинения, если кого-то не упомяну. К тому же всех-всех перечислить невозможно.

В первые годы с газетой «Граждановедение» активно сотрудничал Научно-внедренческий центр «Гражданин», которым руководит Яков Соколов. Из него вышли многие наши авторы.

Наше приложение стало другом и советчиком не только для учителей граждановедческих дисциплин, истории, экономики, но и других предметов. В ней они нашли важные для них эксклюзивные материалы, которые с успехом использовали на классных часах. Активным нашим читателем и автором стала учительница математики из небольшой школы Краснодарского края - Алла Землякова. Сначала она вела классные часы, используя публикации приложения, потом и сами уроки граждановедения теперь уже в большой школе Ростова-на-Дону. Организует и направляет работу по гражданскому образованию в этом городе Лидия Король - тоже наш давний друг.

В первые годы на страницах «Граждановедения» появились имена замечательных педагогов из Пензы - Константина и Светланы Улановых. Они, так же как и Николай Коваленко, способствуют распространению газеты по своему региону, помогают учителям стать ее подписчиками. Из этих двух областей, пожалуй, чаще других территорий благодаря их усилиям появлялись и появляются методические разработки уроков.

Привлечением новых подписчиков занимается все эти годы учитель права и истории саранской гимназии Майя Коляденкова. Она в своей республике, Зинаида Мурина в Удмуртии каждый год готовят участников олимпиад по граждановедческим дисциплинам, которые выходят в финал и даже становятся призерами. Таким же активным нашим автором, подписчиком и наставником будущих «олимпийцев» все эти годы является Жанна Вершанская из Санкт-Петербурга.

Если в конце 90-х годов прошлого века в стране было несколько центров гражданского образования, то теперь они есть во многих регионах. А в Калмыкии такие центры созданы в каждом районе. Многие педагоги этой республики сотрудничают с нами, и наиболее активно Лариса Менкенова из Большецарынской школы. Всего два года назад благодаря инициативе Министерства образования Астрахани и его министра Виталия Гутмана был создан как самостоятельное юридическое лицо Центр гражданского образования, директором которого назначили Ирину Яцукову. И не ошиблись, потому что Ирина Львовна всячески способствует более широкому развитию гражданского образования в своем регионе. Это видно и по активности учащихся, успешно участвующих в различных конкурсах и олимпиадах, и из публикаций в нашей газете.

Галина Орехова тоже недавно начала руководить Центром гражданского образования в Волгограде. Благодаря ей у нас появились новые интересные авторы, новые подписчики. Ее собственные материалы регулярно печатаются на наших страницах. В Ульяновске достойной преемницей Марины Шкробовой стала Ирина Скворцова. Она руководит местным Центром гражданского образования. Присылает в газету яркие, интересные статьи.

До недавнего времени вологодским учителям граждановедения, права, обществознания трудно было развивать гражданское образование в своем регионе. Теперь здесь появился Центр гражданского образования и региональное отделение Ассоциации «За гражданское образование». Ту и другую организации возглавила Валентина Талашова. И уже появилась надежда, что Вологодская область и по воспитанию граждан сможет занять достойное место. Столица Черноземья - Орел - дала десятка полтора достойных авторов. Гражданское образование здесь еще более оживилось с тех пор, как вновь созданный Центр гражданского образования возглавила Лариса Жиронкина.

В Кирове Центром гражданского образования руководит Александра Поздеева. Она объединила активных, неординарно мыслящих педагогов, многие из них сотрудничают с газетой.

В далеком селе Старокутлумбетьево Оренбургской области живет учитель истории и обществознания Айман Хамидуллина. Ей, как она сама писала, «Граждановедение» помогает совершенствовать профессиональное мастерство. Айман, мать троих детей, несмотря на маленькую зарплату, постоянно выписывает нашу газету, потому что без нее не может. Низкий поклон вам, Айман, за это и за то, что вы сумели объединить вокруг школы и тех молодых людей, которые давно ее закончили. Есть среди наших авторов и учителя-словесники. Это прежде всего Александр Иконников из Орла и Олег Парамонов из Брянска. Их материалы с уроков обычно публикуются под рубрикой «Гражданские мотивы на уроках литературы».

Вот далеко не полный перечень друзей «Граждановедения». Я назвала в основном лишь простых педагогов, руководителей центров, опустив имена других замечательных друзей, авторов, помощников, экспертов газеты, среди которых руководители вузов, департаментов образования, крупных общественных организаций, фондов, а также друзей из США. Они все тоже заслуживают теплых, благодарных слов. Но в таком случае статья эта оказалась бы вдвое больше.

В новом, 2006 году газета во многом будет верна устоявшимся традициям, останутся многие, востребованные читателями рубрики. Однако, естественно, она должна в чем-то измениться, потому что меняется школа, появляются новые технологии, новые подходы к гражданскому образованию. Обо всех новшествах, более современных методиках вы сможете прочитать на страницах «Граждановедения». Присылайте ваши статьи, методические разработки, письма. Читайте и выписывайте газету «Граждановедение». Наши индексы: 32515, 32715.