- Александр Александрович, современные школьники загружены порой больше, чем взрослые. Что может помочь им восстановить свои силы?

- Музыка. Мы подобрали и проверили на больших группах людей ту музыку, которая действительно обладает оздоровительным действием, способствует улучшению памяти и внимания. Известно, что невротизация современных школьников достигает 70-80%, потому что нагрузки во время обучения очень существенны и способны вызывать различные психосоматические заболевания. Для того чтобы учебный процесс не вызывал таких перегрузок, необходима помощь мягкой, недирективной психотерапии. Обучение можно сделать более легким, приятным. Для этого есть много методов и один из них - использование фоновой музыки во время обучения.

- Этот способ известен, но весь вопрос в том, какая это должна быть музыка?

- Конечно, не всякая музыка оказывает оздоровительное воздействие. Мы пришли к выводу, что для наших целей прежде всего подходит музыка, которая способствует снятию внутренних неосознаваемых напряжений. В этом плане открываются несколько направлений, и мы выделили их в семь тематик.

Первая и очевидная тематика - это использование фона, состоящего из звуков природы, таких как пение птиц, журчание ручья, шум прибоя или шелест дождя. Было показано экспериментально, что школьники при этом быстро успокаиваются. Особенно это заметно в младших классах. После перемены степень возбуждения детей столь высока, что учителю приходится настраивать класс на занятия до 10 минут. При создании атмосферы природного звучания это происходит за 2-3 минуты само собой.

- Почему они успокаиваются так быстро?

- Если мы «вернемся» в прошлое на несколько сотен или тысяч лет назад, то поймем, что все прежние поколения людей жили в такой окружающей среде, которая и была самой Природой. И каждое поколение фиксировало в своей генетической памяти те сигналы и звуки, которые соответствовали состоянию безопасности и благополучия. Многие поколения закрепили в себе эти сигналы. И хотя мы находимся в урбанизированной среде, забыв природные условия, память предков продолжает работать. И для нее атмосфера природного звучания более необходима, чем та звуковая среда, в которой человек живет в настоящее время.

Самое интересное, что именно эта идея используется в Японии. Там есть радиовещательная программа, на которой с пяти до шести часов утра озвучиваются на всю страну голоса птиц, их пение. И когда люди просыпаются, они слушают птиц и позитивно настраиваются на деятельность предстоящего дня, а потом идут на работу.

Мы пропагандируем те же идеи, которые состоят в том, что звуки природы, а также целая группа музыкальных программ и произведений имеют благотворное влияние на человека.

- Какой подход вы применяли, когда выбирали подходящие звуки природы?

- Мы прослушали огромное количество записей, которые существуют на дисках и на аудиокассетах, многочисленные виды пения птиц, различные шумы прибоя, очень много журчаний ручьев, и не так уж много оказалось подходящих звуков, действительно благотворно влияющих на здоровье человека.

- Даже в природе?

- Даже в природе! Если звучит шум прибоя, то он должен соответствовать полбаллу-четверти балла. Прибой должен быть ласковый, отражать спокойный ритм. А штормовой прибой тревожен, напорист, он не успокоит, и его нежелательно использовать, так же как и любую какофонию, какие-нибудь резкие звуки.

- Ну а какофония в пении птиц бывает?

- Да, конечно. Не так легко найти подходящие места, время и нужных птиц. Мы специально ездили, например, в Тульскую, Курскую области, где записывали соловьев. Получилась большая «Библиотека записи соловьев», где они поют и в одиночку, и вдвоем, и даже перекличка соловьев получилась. Есть еще записи, когда много соловьев одновременно поют. Находили мы и такие места, когда соловьи поют на болоте и слышны все вместе с лягушками. У нас есть записи, когда соловьи поют одновременно с кукушкой.

Наша задача - показать, что музыкальный фон является естественной средой для комфорта и жизни человека. И поэтому само использование музыки для учебного процесса - это частный случай. Более общий случай - это использование музыки для оздоровления и медицинской практики. И это направление, конечно, широко используется во всем мире, чтобы снимать внутреннее напряжение, когда человека тревожат какие-то мысли и он находится в депрессивном состоянии. От многих психосоматических заболеваний можно если и не полностью вылечиться, то существенно затормозить их течение прослушиванием музыкальных произведений. Почему? Потому что человек уходит от тревожных мыслей, которые разрушают его организм.

Медики обратили внимание на нашу работу. Вот у меня в руках каталог, выпущенный Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2004 году, он называется «Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины». Здесь представлены все наши музыкотерапевтические программы и аутогенные тренировки по всем тематикам.

- Сколько у вас к настоящему времени разработано различных кассет и дисков?

- В общей сумме, около 90 видов аудиокассет и 14 видов компакт-дисков. К примеру, звуки природы - это несколько кассет или дисков под названиями: «Соловьиная роща», «Прогулка по лесу», «Морской прибой», «Утро певчих птиц», «Весенний ручей», «Дождь и гроза» и т.п.

- Как эта система действует лично на вас?

- Как только я чувствую усталость или раздражительность, я надеваю наушники, сажусь где-нибудь в уголке, чтобы никого не беспокоить, и прослушиваю нашу аутогенную тренировку или какую-нибудь целебную музыку. Через полчаса я уже способен опять адекватно реагировать на все внешние события. Это действует как «энерджайзер», только без вредных последствий. Минимум раз в день я обязательно «подзаряжаюсь» и могу абсолютно легко действовать дальше. Чтобы восстановить силы, мне достаточно полчаса. Да и наши аутогенные тренировки звучат 35 минут. Помните, в фильме «Семнадцать мгновений весны», когда Штирлиц возвращается в Берлин, он останавливается на автомобиле, закрывает глаза, и голос за кадром поясняет, что через 22 минуты он проснется и полный сил опять поедет решать свои задачи. Но если «Система Штирлица» была доступна только избранным людям, профессионалам-разведчикам, то с помощью аудиотренажеров эта система стала доступна каждому человеку. Достаточно только надеть наушники.

- А вспыльчивым людям, наверное, практически невозможно избежать стрессов?

- От стресса не надо защищаться, надо просто выработать устойчивость к нему. А с помощью музыкотерапевтических программ и аутогенных тренировок у человека этот навык вырабатывается.

Я вспоминаю свою учебу в школе и задаю себе вопрос, почему стал физиком. Мы все, наш класс, очень любили учителя по физике Бичико Артемовича Чакаберия и нашу учительницу по математике Аделаиду Леонтьевну Капба. Мы любили наших учителей, потому что все они были так или иначе личностями - учителя химии, ботаники, английского языка. Но эти учителя по физике и математике всегда были очень уравновешенны, всегда были спокойно-требовательны и всегда очень внимательными по отношению к нам. И самое интересное - мы, оказывается, больше любили математику и физику только потому, что любили этих спокойных, гармоничных преподавателей.

Процесс обучения глубоко персонифицирован. Любовь к предмету идет через любовь к преподавателю. И если ученику не нравится преподаватель, то предмет уже не будет так интересен.