Впрочем, конспектом в тетради дело не ограничивается. В дополнение к нему ученику выдают пройденный на уроке материал в виде ксерокопии с нужной страницы учебника или из лекции учителя. Плюс к тому существуют в британской школе своего рода компактные мини-учебники, так называемые revision guide, содержащие основные положения пройденного материала и дающие возможность освежить в памяти все то, что проходили по данному предмету. Объем этих путеводителей повторения сопоставим с объемом толстой ученической тетради. Помимо этого раздаются в школе учащимся для домашней работы сборники задач и сборники упражнений.

Ну а что же сами учебники в классическом понимании этого слова? Существуют ли они в природе? Разумеется, существуют. Но, как правило, лишь для работы в классе. К такому варианту обучения большинство школ Англии пришло ради того, чтобы не разорять самих себя и родителей. В британском министерстве образования мне пояснили это так: «Государственные школы не вправе взимать плату как за обучение, так и за любого рода учебный материал. Соответственно не вправе взимать плату и за учебники. Однако школы могут попросить родителей на добровольной основе внести некоторую часть платы за учебное пособие. Точно так же родители могут, если пожелают, купить по своему усмотрению некую дополнительную учебную литературу, для того чтобы их дети могли использовать ее при подготовке к занятиям».

Иными словами, раздавать учебники бесплатно школам - накладно. А продавать их они не имеют права.

Таким образом, дабы школьный учебник не стал эдаким яблоком раздора и символом социального антогонизма, разделив учащихся на «бедных» и «богатых» (одни могут позволить себе их покупку, другие - нет), решено было выстроить ту методику преподавания учебного материала, в которой домашние задания могли бы делаться и без учебника.

Самое же, пожалуй, примечательное - другое. Опыт отдельных школ показал, что, когда учебники все-таки вводили в обязательный оборот и раздавали учащимся, на показателях успеваемости это не отражалось. Успеваемость не становилась от этого выше. А коль скоро так, то школе оставалось лишь сожалеть о потраченных ею на приобретение учебников немалых средствах. Ведь стоит школьный учебник, как и всякая прочая издающаяся в Британии литература, недешево. В среднем цена его составляет 13-14 фунтов стерлингов (около 700 рублей). А если умножить это на 500, на тысячу, а то и того более учащихся?.. Разорение!

Кто, однако, издает в Британии эти дорогие учебники? Кто только пожелает. Любое частное издательство вправе издать учебник и учебное пособие. А как же здешний «минпрос»? Надзирает ли он за изданием учебников? Издает ли сам? Ставит ли свою визу «одобрено к изданию»? На все эти вопросы в британском министерстве образования мне ответили однозначным нет. И пояснили: «Министерство не принимает никакого участия в создании учебников».

Более того, никаких единых для школ страны учебников в Англии не существует. Ни для школы, ни для вуза. Это означает, что университетский студент выбирает себе пособие по своему вкусу и усмотрению. Разумеется, рекомендации профессора, уважающего тот или иной учебник, тоже могут приниматься во внимание - но не более того. Бесплатно получить желаемый учебник студент может в своей университетской библиотеке, а за плату - в любом книжном магазине. Проблем с этим нет - были бы у студента деньги.

Что касается школы, то и сюда никто никаких директив сверху по части учебников не спускает. Как подчеркнули в нашей беседе в министерстве образования, «в области знаний у нас все тот же свободный рынок». А коль скоро так, то на этом рынке существует не учебниковая монополия, а учебниковая конкуренция. И это означает, в частности, что по одним и тем же предметам каждый отдельно взятый университет может издавать свои учебники.

Лондон