Главней всего - хозяин в доме

Статфакт

Курсавский колледж «Интеграл» - это:

170 сотрудников и 2000 студентов;

очная, заочная, дневная, вечерняя формы обучения, а также экстернатная по 9 основным и 14 дополнительным специальностям;

704 га, 40 голов крупного рогатого скота, 120 голов птицы, сад в 2 га;

учебный магазин; пекарня (1000 булок в смену), столярный цех площадью 120 кв. м;

станция технического обслуживания автомобилей площадью в 40 кв. м.

В советское время Вячеслава Васильевича Ерина, возможно, даже сняли бы с работы за бурную экономическую деятельность, а нынче то, что он делает, не только всячески приветствуется, но и необходимо, чтобы колледж выжил в рыночных обстоятельствах.

Изначально в планах Вячеслава Васильевича колледж не значился. Это видно по полученным дипломам: сначала экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института, потом Высшая партийная школа в Ростове-на-Дону, потом факультет государственного и муниципального управления Северо-Кавказского кадрового центра при Правительстве РФ. С такой подготовкой хоть в министры, тем более что поработал человек в НИИ, порулил на районном уровне, поднабрался опыта управленческого. А Ерин подался... в директора ПТУ. Сегодня Вячеслав Васильевич говорит, что, откровенно говоря, захотел испытать себя, свои способности, помочь другим увидеть, что если всем взяться, то можно достичь многого.

Новому директору поверили не все и не во всем. Кто-то с усмешкой смотрел со стороны, кто-то не собирался впрягаться в работу или просто не умел работать. Ерин в ответ затеял реконструкцию учебного заведения с функциональной реорганизации аппарата управления. В команду принимал профессионалов узкой специализации, чтобы можно было с них спросить за конкретные результаты. Государство дает средства из бюджета, но это, как говорит директор, позволяет лишь перебиваться с хлеба на квас. Поэтому Ерин решил создать попечительский совет и использовать его как помощника в ведении дел, в получении дополнительного канала внебюджетного финансирования. Сегодня в колледже уже есть система многоканального финансирования, маркетинговая служба, определяющая философию экономической деятельности, постоянно анализирующая рынок образовательных услуг, возможности социального партнерства.

Постепенно колледж превращался в учреждение инновационного типа. Одно из основных достижений - построение образовательной вертикали непрерывного профессионального образования, которая стала обязательным условием повышения качества обучения. Тут внедряют интегрированные программы, сотрудничают с вузами (ставропольскими госпединститутом и аграрным университетом, причем представительство университета открыто прямо в колледже в 2004 году). В 2003 году на базе учебно-производственного комбината колледжа и школы №1 Курсавки открыт ресурсный центр профильного обучения. Здесь действует краевая опытно-экспериментальная площадка, уже известная в России. Сегодня в колледже есть свои кандидаты наук, шесть человек готовятся к защите диссертаций. Научную работу Ерин поощряет, ведь чем выше уровень преподавателей, тем выше уровень обучения в колледже.

Сотрудники и преподаватели колледжа уверены в завтрашнем дне, ибо к государственным денежкам они прибавляют свои, заработанные. Ничто с неба не валится, деньги достаются непросто, но к экономической деятельности директор и его команда подходят с раздумчивой крестьянской основательностью.

Все началось с того, что губернатор Ставрополья Александр Черногоров выдвинул идею о безвозмездной передаче сельским учебным заведениям земельных угодий. А колледж, понятно, остро нуждался в базе для практики, поскольку мало давать теоретические знания. Ну и замахнулся колледж на дела грандиозные. Рядом, в Андроповском районе, медленно умирал плодосовхоз «Агроном», его-то земли и попросил себе «Интеграл». Идея смахивала на авантюру, поскольку к уже имеющимся 321 гектару прибавились 352 гектара пахотной земли и пастбищных угодий. Взять-то можно, а вот как справиться?

Ерин собрал коллектив, попечительский совет, решали вместе, как распорядиться землей по-хозяйски. Сначала решили, что делать с пахотными землями, в основном заняли их озимыми, 15 гектаров засеяли подсолнечником, часть отвели под кормовые. Студенты, как полноправные члены коллектива, предложили выращивать картофель, морковь, свеклу для столовой, чтобы сделать питание подешевле. Ничего нового во всех этих планах не было, так поступают все учреждения профобразования и особых доходов не имеют. Разве что зерно хранят весь год, потихоньку реализуя по растущим ценам. А ведь колледж брал землю для того, чтобы иметь прибыль. Правда, он теперь начинает уборку зерна раньше, чем все остальные хозяйства района, на поля выходят 4 комбайна, на которых работают студенты (это их практика), в ремонтном комплексе дежурные бригады поддерживают уборочную технику в состоянии полной готовности, если надо, вмиг ликвидируют неполадки. В прошлом году колледж получил с одного гектара по 20,5 центнера зерна и на 5 центнеров обогнал былых лидеров-профессионалов. Но все же основную прибыль Ерин и команда рассчитывали иметь от животноводства. Для этого преподаватели и мастера сами артельно выстроили ангар в 600 квадратных метров, на одной половине разместили животных, на другой - зерноотходы и сено. С появлением живности пришлось вводить коррективы в учебный план. Оказалось, что многие ребята хотели бы стать ветеринарами, поэтому колледж построил домик животновода, разместил там три лаборатории. А хозяйство все растет: построили еще один ангар для хранения фуражного зерна, птицеферму, теплое помещение для содержания овец, пустили рыбу в три пруда, зеркальная поверхность которых составляет 11,5 гектара (одновременно появилась специальность «Рыбоводство»), завели собственную пасеку, закупили 70 нутрий, посчитав, что разводить их выгодно, вспомнили, что находятся на месте былого плодосовхоза, и посадили два гектара черешнево-вишневого сада...

Вот перечисляю все это и сама себя ловлю на мысли, что идет речь скорее о крупном хозяйстве, чем о профессиональном учебном заведении. Не увлекаются ли Ерин и его команда сельским производством (все-таки доходы 5 миллионов рублей ежегодно!) в ущерб учебному процессу? Что касается крупного хозяйства, то колледж и в самом деле сегодня превратился в него. А вот что касается учебного процесса, то как же приохотить ребят, родившихся в селах, к сельскому делу же, как показать им красоту труда на земле и доказать его экономическую целесообразность без реального прибыльного дела? А никак. Все знают, что подчас именно в сельских ПТУ сельским ребятам отбивали всякую охоту оставаться на родной земле, так вот в «Интеграле» эту пагубную традицию поломали на корню. Никогда бы колледж не справился с объемом работ, не освоил бы семьсот с лишним гектаров, не сумел бы создать прибыльное подсобное хозяйство, если бы не дружная работа «товарищеско-братского крестьянского» (по выражению Вячеслава Васильевича) коллектива, полноправными членами которого становятся студенты. У каждого тут своя четко определенная роль, свои обязанности и задачи. И уже молодые ребята думают о том, что экономически целесообразно, от чего стоит отказаться, а преподаватели и мастера постоянно предлагают все новые и новые направления подготовки специалистов, потому что в процессе практической работы сразу становится понятно, какая специальность востребована, какая - нет. Понятно, что выпускники колледжа идут нарасхват. А ведь среди них есть и те, кто получил не только начальное профессиональное, но и среднее, и высшее профессиональное образование. Как же тут можно сказать, что колледж забывает об учебном процессе? Только о нем, похоже, и помнит, все этому подчиняет в своей деятельности. Даже платная деятельность складывается из подготовки ребят по дополнительным профессиям - парикмахер, продавец, столяр, плотник и так далее. Все востребованы на селе.

Какова же формула педагогической работы Вячеслава Ерина? На конкурсе он ее открыл: «Если вы есть, то будьте первыми. Первыми в трудном деле воспитания и образованного, уверенного в своих силах молодого пополнения нашей великой России». А еще он согласен со словами Сент-Экзюпери: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, ты помогаешь строить мир». Простые такие слова, и вполне могут они стать нашей национальной идеей. Вот только чтобы увидеть ее, нужно почаще глядеть на землю, на которой живем, которая нас кормит. Если мы научимся сами и научим своих детей на ней работать, никаких других идей и не понадобится.