Стоит заметить, что техникумы и колледжи активно сотрудничают с вузами: открывают на своих учебных площадях группы или отделения повышенного уровня профессиональной подготовки, организуют обучение по специально разработанным совмещенным планам и программам. Например, Ханты-Мансийский политехнический колледж в скором времени станет частью Югорского государственного университета. Дело в том, что до прошлого года среднее профессиональное учебное заведение существовало как филиал Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Департамент образования ХМАО решил бороться с низкопробными филиалами, и филиал Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии переквалифицировали в политехнический колледж. Педагоги боялись, что это понижение в статусе отпугнет абитуриентов, но их страхи оказались напрасными. Ведь в Ханты-Мансийском образовательном округе это, пожалуй, единственное учебное заведение, которое готовит специалистов технических профессий. Пока у колледжа пролицензирована одна специальность - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Сейчас готовятся пакеты по новым специальностям, которых нет не только в Ханты-Мансийске, но и во всем округе: строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, судовождение на внутренних водных путях и прибрежного плавания, деревообработка и лесное хозяйство, организация фермерского хозяйства в условиях этно-национальных особенностей и потребностей коренных малых народов Севера. Кстати, на этот факультет по договору с Департаментом по делам малочисленных народов Севера будет только целевой набор. Как рассказал заместитель директора политехнического колледжа по учебной работе Игорь Белов, национальные кадры в округе готовят по всем профессиям, кроме их традиционных промыслов.

- Перед нами стоит задача найти исключительную нишу в подготовке кадров, и в этом нам поможет интеграция в Югорский госуниверситет, - рассказал Сергей Матвеев, директор колледжа, который также является деканом инженерного факультета ЮГУ. - С самого начала обучения мы будем ориентировать ребят на непрерывное образование. При этом они сэкономят полтора года и получат два диплома: после 9-го класса студент в течение четырех лет осваивает среднее профобразование, а затем на три с половиной года поступает в вуз.

Правда, высшее образование смогут получить те, кто с успехом овладел средним профессиональным. Остальные пойдут работать. А чтобы соответствовать современным требованиям рынка, в колледже собираются ввести обучение с использованием новых информационных технологий. Уже сегодня по 12 дисциплинам образовательное учреждение имеет полное компьютерное обеспечение.

К сожалению, Ханты-Мансийский политехнический колледж скорее исключение, чем правило. В округе, как в целом по стране, среднее профобразование переживает не лучшие времена: потеряна связь с базовыми предприятиями, уровень материально-технической базы низкий, содержание образования не всегда соответствует изменившимся потребностям экономики и социальной сферы региона. И все-таки в ХМАО не спешат сбрасывать систему СПО со счетов. Здесь уверены в будущем среднего профессионального образования и его выпускников и делают все возможное, чтобы их поддержать. Департамент образования округа проводит работу по сбалансированности рынков труда и образования в соответствии с направлением развития социально-экономической политики региона: создается система постоянного мониторинга потребностей рынка труда, развивается целевая контрактная подготовка, идет конкурсное распределение на территории округа заказа на подготовку специалистов. Помимо этого разрабатывается нормативно-правовая база, стимулирующая предприятия различных форм собственности софинансировать подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Так что если в некоторых регионах СПО считают обузой и не видят пути его развития, в Ханты-Мансийском автономном округе верят, что в будущем профессиональное образование еще «выстрелит». И Ханты-Мансийский политехнический колледж яркое тому подтверждение.