В 1932 году по решению президиума Уральского областного комитета в целях ликвидации хозяйственной и культурной отсталости коренных народов Уральского Севера туземное отделение Тобольского педтехникума было реорганизовано в самостоятельное национальное училище. Первый набор составил 60 человек. В 1935 году состоялся первый выпуск учителей начальных классов. В 1964 году открылось дошкольное отделение по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, а в 1973 году начало свою работу музыкальное отделение. В 1992 году, когда училищу исполнилось 60 лет, было организовано национальное отделение, в учебные планы которого включили предметы этнокультурного цикла: музыка и песcенно-танцевальное искусство, литература обско-угорских народов, декоративно-прикладное искусство, история и этнография народов ханты и манси. Два года спустя педучилище было преобразовано в Ханты-Мансийский педагогический колледж. С той поры образовательное учреждение зажило по-новому, по-современному. Была открыта мини-типография, построено новое общежитие, создан досуговый студенческий центр, появились новые специальности - «Социальная педагогика», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Родной язык и литература». Специально к 70-летнему юбилею колледжа, который город отпраздновал в прошлом году, учебное заведение полностью реконструировали. Благодаря капитальному ремонту здание так похорошело, что на первый взгляд и не скажешь, что Ханты-Мансийскому педколледжу более семи десятков лет. На вид не дашь больше 30. На самом деле так оно и есть: коллектив образовательного учреждения постоянно пополняется новыми кадрами. А опытные педагоги раз в пять лет по именному образовательному чеку повышают квалификацию. Учебное заведение полностью укомплектовано кадрами, из 83 педагогов 81 имеют высшее образование.

Не дает Ханты-Мансийскому педколледжу стареть и его директор Евгений КАРГАПОЛОВ. Евгений Павлович возглавил образовательное учреждение в 1998 году и сразу включился в пятилетний эксперимент «Разработка и реализация концепции и модели «Педколледж здоровья и развития» (1997-2002). Хорошо известно, здоровье нации на 2/3 зависит от образа жизни, поэтому на правильный образ жизни и сделали ставку. Результат налицо: болеть педагоги и студенты стали значительно меньше. Итоговое исследование показало, что 80% всерьез стали заниматься своим здоровьем. К окончанию эксперимента «Педколледж здоровья и развития» практически здоровыми оказались 82% сотрудников. Теперь образовательное учреждение готовится к проведению нового эксперимента - «Система социально-маркетинговых, духовно-нравственных и здоровьесберегающих технологий в условиях формирования двухуровневой модели профессионального образования».

Этой проблемой педагоги озаботились не случайно. Они считают, что бездуховность и низкая нравственная культура не только негативно влияют на здоровье, но и культивируют разные пороки - завышенная самооценка, своеволие, зависть, грубость. О каком же тогда положительном примере можно говорить студентам? Директор и преподаватели педколледжа надеются с помощью нового эксперимента исправить ситуацию.

- Евгений Павлович, сколько у вас обучается студентов?

- За 71 год мы выпустили более восьми тысяч специалистов для образовательных школ и дошкольных учреждений. Сегодня у нас учатся 460 студентов, из них 120 - ханты и манси. Будущих педагогов мы готовим по 11 специальностям, однако ежегодно ведем набор только на 5-6 отделений. Например, один год набираем на дошкольное образование и начальные классы, другой - на социальную педагогику и физкультуру. Мы пришли к тому, что не стоит массовым потоком готовить учителей: многие из них не пойдут работать по профессии, где-то не будет вакансий. А так кадры разойдутся, разъедутся, снова появятся свободные места. К тому же такая практика единичной подготовки более качественна.

Об этом свидетельствует тот факт, что 50% выпускников образовательного учреждения поступают в вузы на сокращенную программу. А в 2006 году после аккредитации педколледж скорее всего сменит профиль. Он уже будет не педагогическим, а социально-гуманитарным, социально-педагогическим или культурно-педагогическим.

- Интересно, как студенты попадают к вам: по призванию или по чужому примеру, совету родителей?

- Мы проводили опрос среди наших студентов, в ходе которого выяснилось, что 41,5% из них пришли в педагогику по призванию. Остальными двигали другие причины. Также мы выяснили, насколько в процессе обучения у них изменилось мнение о профессии. Среди тех, кто пошел в учителя не по призванию, мнение о профессии ухудшилось у 18,6%. У 90,5% опрошенных оно не только не ухудшилось, но даже улучшилось. Радует, что на это повлияла не только учеба, но и внеучебная работа.

Последняя в колледже практически целиком лежит на плечах студенческого совета. Студсовет - инструмент воспитательной политики в колледже и решает насущные проблемы. Одна из них заключается в том, чтобы все студенты получили дипломы. Если у кого-то учеба не задалась, то однокурсники помогают отстающим подтянуться: в каждой группе есть учебный сектор и актив, который разрабатывает график и контролирует успеваемость «утопающего». В этом очень важен педагогический момент, фактор профессионального становления. Сами студенты не хотят быть просто учителями-предметниками, они стремятся быть воспитателями. Потому и принимают участие в разных конкурсах: на самый чистый кабинет, самую лучшую эстетическую, культурно-массовую или спортивную группы. Победители внутренних соревнований всячески поощряются. Однако будущие педагоги проявляют себя не только в стенах родного колледжа. Они также участвуют в городских мероприятиях. Например, в этом году студенты хореографической группы стали лауреатами окружного конкурса «Студенческая весна». За этот успех ребят наградили путевками в Болгарию. А предметно-цикловая комиссия этнокультурного цикла стала инициатором проведения Вороньего праздника. Каждый год 7 апреля в парке-музее «Торум Маа» студенты колледжа и жители Ханты-Мансийска пробуют блюда национальной кухни, принимают участие в соревнованиях и концертах.

P.S.

Недавно Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа. Отныне 86-й субъект Российской Федерации будет именоваться «Ханты-Мансийский автономный округ - Югра». Новое название региона будет включено во все официальные документы и в Конституцию во время ее ближайшего переиздания.

Полосу подготовила Джамиля Сайрамова