Он видит, что люди, не отличающиеся особым благонравием, добиваются большего в жизни, чем порядочные. И многие хорошие родители в глазах детей «неудачники», не умеющие жить.

Педагоги тоже нередко бессильны в выборе методов воздействия на учеников, для которых они явно неавторитетны, так как «отстали от жизни».

Спиноза утверждал, что понимание - начало согласия.

Но как добиться взаимопонимания родителей с собственным ребенком, педагога - с учеником? Убеждена, что диалог сверстников, тонко направляемый взрослым, более эффективен, чем монологические нравоучения.

Из года в год, составляя план воспитательной работы, мы, классные руководители, стараемся включить в него все рекомендуемые разделы, выполнение которых, по нашему мнению, должно способствовать становлению гармонично развитой личности. Потом изощряемся в выборе форм и методов проведения воспитательных мероприятий, которые бы вызвали интерес у всех. Но, признаемся честно, не всегда это удается. Почему? Может быть, потому, что мы отвечаем на вопросы, которые они нам не задают. И те проблемы, которые мы считаем важными, для них интереса не представляют.

Несколько лет я провожу (3-4 раза в год) классные часы, которые не оставляют равнодушным ни одного студента. Они у нас называются «Поговорим о жизни». Методика проведения их элементарно проста. Вначале предлагаю ребятам написать на листочках вопросы, на которые они хотят получить ответы. Вопросы они строят исходя из собственных проблем, того, что на данный момент беспокоит, тревожит, мучает. Подписывается только тот, кто хочет. Автор может указать имя того, от кого из присутствующих он хотел бы услышать ответ. Затем публично звучит каждый вопрос. Предлагают свои ответы все желающие, в том числе и классный руководитель. Совместный поиск решения проблем порождает взаимопонимание, доверие друг к другу, сближает членов коллектива. Конечно, сорока пяти минут для такого классного часа мало...

Из систематически повторяющихся вопросов выяснила, что у многих из подростков существуют проблемы во взаимоотношениях с родителями (например, «Как быть, если родители меня не понимают?», «Что делать, если родители мне запрещают делать то, что я хочу?» и т.п.).

Эта проблема особенно обостряется в переходном возрасте. Для того чтобы помочь добиться понимания родителей, я разработала систему классных часов, которые провожу в форме игры «Дочки - матери» (сыновья - отцы).

Сначала предлагаю искренне ответить на вопросы:

- Кто считает себя «идеальным» (послушным, благодарным и т.п.) сыном или дочерью? (Таковых, как правило, оказываются единицы).

- Кто считает себя плохим (непослушным, грубым и т.д.) сыном или дочерью? (Таковых оказывается больше, чем «идеальных»).

- Кто думает, что он «средний», то есть неплохой сын или дочь?

После этого выяснения предлагаю «идеальным», «плохим», «средним» (сыновьям, дочерям) побывать в роли родителей, имеющих 15-17-летних детей, то есть их ровесников.

Пять - шесть человек занимают преподавательский стол и начинают играть «отцов - матерей». Они дают пресс-конференцию для «детей».

«Дети» ставят «родителей» перед ситуациями, которые те должны разрешить. Например, ваш сын (дочь) пришел(а) домой впервые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Дочь (сын), зная о скромном бюджете семьи, требует у вас денег на покупку дорогостоящей вещи (мотоцикл, норковая шуба и т.п. Если родители не находят решения, обращаются за помощью к «детям». Совместные поиски продолжаются

Опыт работы дает мне право утверждать, что после такого диалога сверстников улучшается отношение девушек и юношей к родителям.

Я делюсь своими находками, надеясь, что кому-то из классных руководителей они помогут в очень сложном и ответственном деле - деле воспитания, которое нас, педагогов, ко многому обязывает, ведь «им решается участь человека».

Светлана РЯБЕНКОВА, преподаватель Брасовского сельскохозяйственного техникума

Брянская область