- Где и кем утверждаются программы курсов повышения квалификации? Каков срок их действия?

- Программы курсов повышения квалификации утверждаются ученым советом образовательного учреждения, в котором осуществляется повышение квалификации. Срок их действия также определяет ученый совет. Обычный срок действия программы - 1 учебный год.

- Какие требования предъявляются к комиссии, аттестующей учителей на первую и высшую категории?

- Положение о работе аттестационной комиссии, аттестующей учителей на первую и высшую категорию, разрабатывают и утверждают региональные органы управления образованием.

- Может ли сельская школа дать настоящее профильное образование при переходе на муниципальное финансирование?

- Введение профильного обучения представляется наиболее сложным в сельской школе. В настоящее время осуществляется эксперимент в десяти субъектах РФ (20 муниципалитетов), в ходе которого отрабатываются различные модели организации профильного обучения, в том числе и в сельской школе. Вся информация по этому вопросу размещена на сайте http://www.apkro.ru.

- Через какой срок можно аттестоваться со второй квалификационной категории на первую?

- Порядок аттестации не устанавливает сроков прохождения аттестации, только периодичность. Поэтому вы можете подать заявление о переаттестации в любое время. При этом необходимо соблюсти требования, связанные с вашим профессиональным ростом.

- Каким станет образование в нашей стране через 10 лет?

- Тут можно выделить два варианта. По государственному плану - у нас будет 12-летнее общее образование, двухуровневое высшее образование - бакалавриат и магистратура, обучение с 5,5 лет, старшие классы - профильные. Войдут в практику новые формы получения образования, в том числе и общего, через Интернет. С моей же точки зрения, радикальные изменения коснутся классно-урочной системы. Она будет умирать. На смену ей придут свободные формы организации обучения. Главная причина - отрицательные результаты международных исследований по качеству знаний российских школьников. Дети не умеют мыслить и принимать решения в нестандартных обстоятельствах. Классно-урочная система консервирует зоны, а не развивает ребенка. В этом плане в школе произойдут кардинальные изменения. Отход от классно-урочной системы - это школьная революция.

- Имеет ли право областная аттестационная комиссия не присваивать высшую категорию учителю, имеющему педагогический стаж более 30 лет и достижения в работе, только на том основании, что у него нет высшего образования?

- Да, имеет.

Обязательно ли проходить курсы повышения квалификации при аттестации на вторую категорию молодому специалисту, только что окончившему вуз?

- Проходить в этом случае курсы повышения квалификации не обязательно. Необходимо результатами своей работы подтвердить возможность получения более высокой категории.

Будут ли созданы в школе все необходимые финансовые и научно-методические условия для введения предпрофильного обучения?

- Введение предпрофильного и профильного обучения потребует целой системы мер организационных, научно-методических и финансовых, без которых осуществление профильного обучения не возможно. В настоящее время осуществляется эксперимент по выработке научно-методических рекомендаций по ведению профильного обучения. Результатом эксперимента должны стать документы, определяющие содержание, модели, методики, формы организации профильного обучения. К сожалению, нет государственной программы финансового обеспечения введения профильного образования. Очевидно, что на осуществление этого проекта потребуется серьезные дополнительные финансовые ресурсы. Так, для кадрового обеспечения профильного обучения необходимо переучить около 300 тысяч учителей старших классов школ России. Затраты только на их переобучение составляют суммы в несколько сот миллионов рублей. К этому прибавляются затраты на переиздание учебников, учебных и методических пособий и на создание новой ресурсной учебной базы для профильных классов. В конечном счете, счет идет на миллиарды. На сколько мне известно, в бюджете 2006 года таких денег нет.

Эдуард Михайлович, что Вы понимаете под «качеством знаний» сегодня, и каким оно станет через 10 лет?

- Знания должны помогать выпускнику школы успешно адаптироваться к современным условиям жизни, а также социализироваться. В этом смысле очень важна компетентностно составляющая качества знания. Качественные знания - это знания, которые:

помогают всю жизнь учиться;

помогают зарабатывать на жизнь;

помогают обустраивать быт;

помогают общаться.

И через 10 лет эти требования к качеству знаний будут актуальны.

Будут ли изменения в нормах повышения квалификации педагогов?

- Нормы повышения квалификации закреплены постановлением Правительства от 1995 года. Эти нормативы конечно же устарели. В настоящее время рассматриваются новые предложения.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы университетов для пожилых людей? Где и в каких учреждениях их можно открывать?

- Мы сейчас стараемся интегрироваться в мировое образование, актуальный лозунг которого «Образование через всю жизнь». Поэтому за рубежом учиться можно в любом возрасте. В России пока для первого высшего образования, которое получают бесплатно, есть возрастные ограничения. Второе высшее образование, за которое надо платить, таких ограничений не имеет. Тема, поднятая в Вашем вопросе, будет все более и более актуальна. Уверен, что через 10 лет никаких ограничений не будет. Мало того, на рынке образовательных услуг появится масса предложения для людей самого разного возраста, в том числе пожилых.