...Недавняя трагедия - гибель самолета из Башкирии. Ученики собираются в школе, рассматривают классные фотографии, вспоминают походы, конкурсы.

«Мы учились в одном классе» - это звучит как принадлежность к некому братству. Очевидно, стремление быть в трудную минуту рядом с товарищами не случайно, оно помогает пережить случившуюся трагедию.

В отечественной школьной практике сегодня сложилась ситуация, когда классному руководителю отводится либо роль диспетчера (это часто бывает в школах, ориентированных только на процесс обучения), либо от него требуется традиционная деятельность с определенными элементами новизны, в основном рассчитанными на реализацию индивидуального подхода к некоторым детям. И, наконец, ситуация, когда определяющей в деятельности классного становится педагогическая поддержка каждого (О.С. Газман, Т.П.Фролова и др.).

В первом случае все более-менее очевидно: достаточно определить права и обязанности на организационно-педагогическом уровне. Во втором и третьем ситуация значительно сложнее, и перед классным руководителем встают несколько проблем. Первая связана с определением того, какая педагогическая концепция положена в основу его работы.

Вторая проблема связана с необходимостью сочетания индивидуальной педагогической концепции классного руководителя с концепцией воспитательной системы школы (если таковая имеется). Процесс этого соотнесения нередко достаточно болезнен для обеих сторон.

Третья заключается в определении содержания деятельности классного руководителя. Сегодня оно, на наш взгляд, должно быть связано с мировой и национальной культурой. Существует множество факторов, влияющих на это содержание. Среди них: особенности школьной системообразующей деятельности, контингент учащихся в классе (их потребности, возможности и способности), личностные ресурсы самого классного руководителя. О последнем хочется сказать особо. Личностные ресурсы связаны с его возрастом, интересами, способностями. Оставим за скобкой пол классного руководителя. Мужчина в этой роли - такая редкость. Поговорим о классных руководительницах. Среди них немало универсалов, одинаково хорошо вписывающихся в классы подростков и старшеклассников, но нередко классные руководители бывают наиболее эффективны, работая с определенным возрастом.

С подростками часто успешными бывают молодые педагоги. Эти классы динамичны, деятельны, любят, когда в их играх, походах на равных участвует классный руководитель.

Существует и другой аспект, связанный с личностными ресурсами педагога. Классному приходится определять свою позицию по отношению к детскому коллективу. Так, в начальной школе - это «няня», в младших подростковых классах - «руководитель» (он помогает ребятам наполнить жизнь конкретными делами, в которых они могут проявить свою энергию, силу, сноровку, стремление к романтическому, яркому). В старших подростковых - «опекун» (эти уже многое умеют сами, все больше стремятся к независимости, самостоятельности). И, наконец, в старших классах - «консультант», то есть специалист, дающий квалифицированные советы, - здесь самодеятельность может быть такова, что не требует прямого вмешательства педагога. Далеко не каждый классный руководитель способен в течение семи лет трижды изменить свою позицию. Поэтому не такой уж незыблемой выглядит педагогическая аксиома - хорошо, когда класс все годы ведет один и тот же педагог.

Личность классного руководителя, безусловно, накладывает отпечаток на класс. Особенно ярко это проявляется в начальной школе. Достаточно директору сказать: «Вы в пятом классе возьмете классное руководство в классе Валентины Ивановны». И уже можно предвидеть, какие особенности будут у этих детей.

Четвертая проблема тесно связана с третьей и касается методов и форм организации деятельности в сфере воспитания. Здесь приоритет, на наш взгляд, принадлежит групповой работе как на уроке, так и вне его. Именно она лежит в основе столь популярной сегодня методики КТД.

Методика КТД или «коммунарская методика» достаточно технологична и позволяет эффективно организовать деятельность детей в классе, в школе. По мнению ее «родителей» (О.С.Газман, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, Ф.Я.Шапиро и др.), главный результат этой методики не в организации интересной деятельности детей, а в формировании гуманистических отношений между ее участниками. Вот об этом нередко забывается. Хороший классный руководитель работает не только на организационно-педагогическом уровне, но и на психолого-педагогическом. Современной школе нужен не только школьный психолог, а полноценно психологически подготовленный классный руководитель.

Групповая работа - и в основе становящегося все более популярным социального проектирования. Социальный проект - это наиболее сложная форма организации социального действия, в ходе которого создается социально значимый новый продукт - решение социальной проблемы, противоречия. И, наконец, групповая работа создает реальную основу для интеграции обучения и воспитания.

Основные выводы, к которым пришли отечественные исследователи: познавательная деятельность, организованная с помощью групп, способствует сплочению класса как коллектива и развитию гуманистических отношений в нем; формированию таких качеств личности, как эмпатия, креативность, коллективизм, самостоятельность.

В научный обиход введено понятие коллективной познавательной деятельности (М.Д.Виноградова, И.Б.Первин) - качественное развитие групповой работы. В результате организации коллективной познавательной деятельности по-иному складываются отношения между педагогами и учащимися: они становятся более демократичными, доверительными. Подлинные черты приобретает классное и школьное самоуправление. Обретая реальную сферу деятельности, ученические органы самоуправления играют существенную роль в организации жизни класса, школы.

Другой вопрос, нужен ли сегодня детский коллектив в классе?

Понятие «коллектив» разделило участь многих других, имеющих отношение к коммунистическому воспитанию. Отторжение коллектива произошло, потому что он действительно провозглашался основным фактором воспитания личности , а все, что имело отношение к «коммунистическому», отторгалось автоматически. Во-вторых, в идеологии построения демократического общества был отдан приоритет индивидуальному развитию (хотя сегодня, да и тогда было ясно, что нет никакой необходимости в противопоставлении индивидуального и коллективного). Для классных руководителей, реально представляющих, как происходит процесс воспитания ребенка в школьном возрасте, достаточно очевидно, что он не может происходить вне детского объединения.

Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка прежде всего зависит от «слияния» его с коллективом, от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива - его собственные ценности. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию его нравственных норм и механическому усвоению традиций. Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности.

Включение в современный воспитательный процесс новых категорий педагогов - школьных психологов, социальных педагогов, профориентаторов, валеологов - ставит проблемы, с одной стороны, взаимодействия классного руководителя с этими специалистами, так или иначе все они выходят на одного ребенка, а с другой - определение своего собственного места и роли среди них. Можно, конечно, поставить всех в один ряд, но не возникнет ли в этом случае ситуация «у семи нянек дитя без глаза»? Значит, должен быть «главный» педагог, и скорее всего это - классный руководитель (такова отечественная традиция), который при соответствующей подготовке мог бы интегрировать и координировать усилия всех остальных.

Наталья СЕЛИВАНОВА, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра современных проблем воспитания ИТО и РАО