Программа стала призером Всероссийского конкурса авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимого Центром социально-психологической адаптации «Генезис», а книги, в которые она входит, выдержали уже несколько переизданий. Это тот редкий случай, когда теория обогащает практику, а практика становится мощным подтверждением теории. Сегодня Светлана Владимировна знакомит читателей «Учительской газеты» своей программой, которая чрезвычайно актуальна в преддверии нового учебного года. Дело в том, что занятия нужно проводить в сентябре-октябре, когда в детский сад приходят новые воспитанники и требуется создать условия, способствующие естественному гармоничному развитию личности ребенка, то есть претворить в жизнь основной принцип работы по методу Монтессори.

Как только ребенок приходит в наш детский сад, он попадает в необычную обстановку. Взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для нее и так далее. В каждой группе - 14-16 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия - всего их 7, проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут - и у малышей, и у детей постарше сохранялся интерес к ним. В своей работе «Разум ребенка» Мария Монтессори писала: «Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами, 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным, 3) дети с выдающимися качествами... Подобная классификация существует веками. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой-либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества - все исчезает, и остается просто ребенок». Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте всегда была игра, поэтому программа «Давайте жить дружно!» строится в основном на игровых упражнениях для того, чтобы обеспечить психологически комфортное пребывание ребенка в дошкольном учреждении.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, каждый педагог сможет сам составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная. Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии, элементы психодрамы, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография, пуантилизм.

Часть 3. Завершающая. Ее цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку программа предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);

чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи, (способствует развитию «произвольности»).

Все эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Круг - это прежде всего возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Рекомендации для того, кто начинает работу по программе

Если вы работаете в обычном детском садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться со спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей. Например, «Наедине с природой», «Волшебные голоса природы», «Музыка для детей». Пока звучит мелодия, предложите аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки.

Если вы не знаете имен детей, встречаетесь и впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями.

Если дети не знают имен друг друга, вы можете предложить им: «Давайте станем комментаторами...». И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают вслух все его действия, называя этого ребенка по имени).

Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно «нарисовать» на ковре с помощью цветной изоленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по краю ковра на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы не было «больших окон». И наконец, вы можете выложить круг на полу с помощью каната или веревки и попросить детей сесть по линии этого каната.

Занятия с малышами всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит прежде всего от личных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.