Прежде всего отмечу, что по своей сути наши государственные школы и ПТУ остались советскими. Но сейчас мы живем в принципиально другое время, следовательно, должны меняться как цели и задачи воспитания, так и цели и задачи школы. А это, в свою очередь, по силам учителям, живущим в духе сегодняшнего дня, коих ничтожно мало по вполне понятным причинам. Из-за того, что зарплата учителей даже после 33% повышения на федеральном уровне будет сопоставимой с пособием по безработице, в школе работают те, кому в силу возраста больше деваться некуда, а многолетний стаж и высокие разряды позволяют иметь большую оплату труда и частных учеников. То есть если молодой выпускник педагогического вуза пойдет работать в подмосковную муниципальную школу, его решение могут посчитать весьма странным. И действительно, какой в этом смысл, если можно работать в московской школе, где правительство города неплохо доплачивает учителям?

В постановлениях Министерства образования РФ много говорится о воспитании самостоятельной личности. Но основное правило педагогики гласит: невозможно научить тому, чем не являешься сам. Как может научить детей самостоятельности и ответственности какая-нибудь «учительница старая моя» (имею в виду не возраст, а образ мыслей), у которой все разговоры только о том, какое у нас антинародное правительство и как нас обокрали! Я только об этом и слышу от некоторых коллег! Но вместе с тем я не осуждаю этих людей, а по-своему им сочувствую, так как они - продукт своего времени и вряд ли их что-либо изменит. И будь они хоть трижды знатоками своего предмета, высоконравственными людьми и четырежды профессионалами, они порой не могут воспитать в детях качества, необходимые для жизни в современном мире. Сейчас на первый план выходит задача научить человека жить и выживать в трудных обстоятельствах и быстро принимать ответственные решения в меняющихся условиях. Американская школа дает меньше знаний, но с малых лет приучает человека к ответственности. Там просто немыслимы такие вещи, как списать, забыть тетрадь дома, сходить с мамой в гости и не сделать уроки, прогулять урок и остаться при этом практически безнаказанным. У нас же мало того, что обманщики и разгильдяи ни за что ни про что получают тройки, так их еще и тянут из класса в класс и в итоге выдают точно такой же аттестат, как и тем, кто его заработал по праву. Попробуй оставить на осень - сам же и будешь мучиться. А ведь неплохо было бы спросить за это с родителей. А то некоторые из них хорошо устроились: отправили свое чадо в школу - а вы, мол, сами с ним разбирайтесь, вы же дипломированные педагоги! Безответственность детей начинается с безответственности взрослых. Попробовал бы какой-нибудь британский родитель так себя повести. Во-первых, он, возможно, заплатил бы штраф, а во-вторых, оплатил бы отдельно все внеурочные занятия с его драгоценным чадом. Так, может быть, пора вводить частичную плату за обучение? Пусть это касается хотя бы дополнительных занятий с лентяями!

Опыт американских школ также показывает, что их выпускники, имея меньшее количество знаний, гораздо лучше, чем наши, приспособлены к изменению условий жизни и к жизни вообще. Поэтому к работе в школе надо привлекать людей, умеющих преодолевать трудности нашего времени, чтобы они могли быть примером. Но эти люди умеют зарабатывать деньги и за копейки работать в школу не пойдут. Следовательно, задача привлечения таких людей трудноосуществима до тех пор, пока зарплата подмосковного учителя не будет сопоставима с аналогичной зарплатой в Москве. Надбавка же за классное руководство должна быть не менее 50 процентов ставки, а по-хорошему 100%, но не 20, как сейчас. Ведь это огромный труд по воспитанию человека (не говоря уже об умопомрачительном количестве писанины и отчетов!). И этот труд вполне сопоставим с восемнадцатичасовой недельной нагрузкой, соответствующей ставке, утвержденной Минобразованием России. К примеру, моя федеральная ставка как учителя второй категории соответствует 1300 рублям в месяц, то есть за классное руководство я должен получать 260 рублей, и это еще без удержания налогов!

Так что пока... пока школы Подмосковья держатся на энтузиастах и пенсионерах. Надолго ли?

Элгар АГАЕВ, учитель английского языка школы №1

Реутов, Московская область