1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не включают в стаж следующие периоды трудовой деятельности:

Ш работу в должностях воспитателей групп продленного дня, интернатов при школе, общежитий образовательных учреждений, воспитателей по физкультуре, по изобразительному искусству и другим видам воспитательной работы, ссылаясь на то, что в утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», таких наименований должностей не предусмотрено, а имеется только должность «воспитатель»;

Ш периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации, в служебных командировках (как в период учебного года, так и в каникулярный период), в учебных отпусках, ссылаясь на то, что в эти периоды времени педагогические работники не выполняют норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а по возвращении не отрабатывают эту норму в другой отрезок времени;

Ш периоды работы, осуществлявшейся учителями, преподавателями помимо основной работы в том же учреждении, обосновывая это тем, что отдельного трудового договора о работе учителями и преподавателями с работниками не заключалось, а работа выполнялась на основании приказа по образовательному учреждению, устанавливающему лишь объем учебной нагрузки.

Профсоюз считает отказы по таким мотивам неправомерными. Обоснования неправомерности отказов приводятся в приложении к настоящему письму.

2. Значительное количество обращений в Профсоюз, а также жалоб в судебные органы связано с применением постановления Правительства РФ от 29 октября

2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обращениях и жалобах работники исходят из того, что установленное указанным постановлением правовое регулирование порядка реализации права на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обеспечивает принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, а также устанавливает различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Например, установлены следующие неоправданные различия в пенсионных правах:

Ш периоды работы в должностях педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду в одних учреждениях для детей включаются в стаж, дающий право на досрочно назначаемую трудовую пенсию, а в других учреждениях, относящихся к общему понятию «учреждения для детей», не включаются;

Ш для музыкальных руководителей по сравнению с другими работниками, осуществляющими педагогическую деятельность, установлено дополнительное требование по подтверждению выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за все 25 лет работы в этой должности, тогда как остальным педагогическим работникам такие сведения необходимо предоставлять только с 1 сентября 2000 г.;

Ш для всех работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при включении в стаж периодов работы установлено дополнительное требование о наличии не менее 50% обучающихся до 18 лет;

Ш руководители дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования детей и их заместители с 1 января 1999 г. (в отличие от других руководителей образовательных учреждений) вообще утратили право на трудовую пенсию, назначаемую досрочно, причем даже в тех случаях, когда они одновременно ведут педагогическую работу в том же учреждении;

Ш для работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, право на трудовую пенсию, назначаемую до общеустановленного пенсионного возраста, ограничено наличием на 1 января 2001 г. стажа работы в должностях и в учреждениях для детей не менее 16 лет и 8 месяцев, а при меньшем стаже это право утрачивается;

Ш для всех работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей (кроме учителей начальных классов и учителей-предметников сельских школ) после 1 сентября 2000 года, установлено дополнительное ограничение, связанное с требованием по подтверждению выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, тогда как пунктом 10 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» таких ограничений не установлено.

Кроме того, при исчислении стажа не учитываются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего на момент приобретения права.

Вместе с тем Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, в том числе случаев назначения трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, указал на следующие основные правовые позиции.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П).

Правовая позиция, изложенная Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П)

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 03.06.04 № 11-П)

Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая запрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, в Определении от 6 декабря 2001 года № 310-0 указал, что из Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет (Постановление КС РФ от 03.06.04 № 11-П).

Из содержания пункта 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Определение КС РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О).

Уважаемый

Михаил Ефимович!

Принимая во внимание изложенные в настоящем письме доводы, просим Вас принять необходимые меры по приведению норм постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного суда, предусматривающими недопущение дискриминации в пенсионных правах работников образования, придания обратной силы законам и отмены приобретенных ранее прав.

Г.И. Меркулова,

председатель Профсоюза

Приложение

Обоснование неправомерности отказов во включении в стаж для назначения досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью определенных периодов работы

I. По периодам работы на должностях воспитателей.

Действительно, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, предусмотрена должность «воспитатель», т.е. без уточнения конкретной трудовой функции воспитателя. Такой же подход определен в Списке и по другим должностям: «учитель», «преподаватель», «мастер производственного обучения» и другие.

Вместе с тем, если в трудовой книжке учителя, преподавателя и др. имеется указание на их конкретную трудовую функцию («учитель начальных классов», «учитель музыки», «преподаватель электротехники», «мастер производственного обучения по автоделу» и т.д.), пенсионные органы не рассматривают это как препятствие для включения в стаж периодов такой работы, тогда как указание на трудовую функцию воспитателя (воспитатель группы продленного дня, воспитатель интерната при школе, воспитатель общежития, воспитатель по физкультуре, по изобразительному искусству и другим видам воспитательной работы) по непонятным причинам воспринимается органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, как работа в должностях, не предусмотренных Списком.

Несмотря на то что Профсоюз неоднократно представлял в Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные органы, к компетенции которых отнесены вопросы пенсионного обеспечения граждан, необходимые доказательства того, что для работников, осуществляющих повседневную воспитательную работу с детьми, в дошкольных и ясельных группах дошкольных образовательных учреждений, детских домах, школах-интернатах, в группах продленного дня, интернатах при школах, общежитиях образовательных учреждений, предусмотрено единое наименование должности «воспитатель», вопрос о беспрепятственном включении в стаж работникам для назначения трудовой пенсии досрочно периодов работы воспитателями, которым наряду с наименованием должности указывается их конкретная трудовая функция, до настоящего времени так и не решен, что вызывает массовые обращения в суды.

II. По периодам нахождения работников на курсах повышения квалификации, в командировках и в учебных отпусках.

Повышение квалификации и командировки для работников являются их обязанностью, непосредственно связанной с трудовой деятельностью. Повышение квалификации осуществляется, как правило, в период каникул обучающихся, т.е. тогда, когда занятия в образовательных учреждениях не проводятся и отработка пропущенного рабочего времени не требуется, поскольку в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогического работника, они привлекаются к другой педагогической, организационной работе, а также повышают свою квалификацию.

При повышении работниками квалификации в период учебного года осуществляется замена их другими работниками, поскольку приостановить учебный процесс, чтобы учитель смог отработать пропущенное время в другой отрезок времени, исходя из специфики образовательного процесса невозможно.

Что касается учебных отпусков, то в Рекомендации международной организации труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений (п.21).

Кроме того, если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды учебных отпусков, а также периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФР.

Суды, в которые обращаются работники за защитой своих прав, анализируя законодательство в сфере пенсионных прав граждан, действовавшее как на период рассмотрения дел, так и на период возникновения спорных правоотношений, требования работников о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках и периодов повышения квалификации считают обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение указанных периодов в льготный стаж, в связи с чем в силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

III. По периодам работы учителями, преподавателями, осуществлявшейся помимо основной работы в том же учреждении.

В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Следовательно, ни указанная статья, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятое в соответствии с пунктом 3 этой статьи, не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в должности, включенной в Список, в данном случае в должности учителя или преподавателя: по основному месту работы, по совместительству или путем выполнения преподавательской работы наряду с основной работой. Основополагающим является сам факт осуществления педагогической деятельности учителем или преподавателем, что подтверждается приказами по учреждению об установлении учебной нагрузки, финансовыми документами об оплате труда в порядке, предусмотренном для учителей и преподавателей.

Кроме того, в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.