Прежде всего выяснилось, что большая часть ребят проживает в полных семьях, то есть имеет обоих родителей. Количество неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, составляет 12% от общего числа опрошенных.

Родители, охваченные в ходе исследования, представляли все возрастные группы: от молодых (людей до 30 лет - 7,2%) до пожилых (51-60 лет - 2,25%). Самая большая группа - родители активного трудоспособного возраста: 31-40 лет - 53,15%; 41-50 лет - 37,4%.

Если говорить об образовательном уровне родителей, то он достаточно высок. Более половины матерей (54,95%) и треть отцов (33,85%) окончили вузы или учились в них. Неполное среднее образование имеют менее одного процента матерей (0,46%) и два процента отцов.

Образование

родителей

отец мать

неполное 2% 0,46%

среднее

среднее 18% 2,7%

полное

среднее 46,15% 41,89%

специаль.

незакон. 5,15% 7,2%

высшее

высшее 28,7% 47,75%

Приведенные данные позволяют предположить, что родители могут позитивно влиять на нравственные принципы и бытовую культуру школьников, поддерживать социальную престижность образования в сознании детей.

Одним из важнейших демографических показателей стало количество детей в семье. В основном родители, принявшие участие в опросе, воспитывают одного ребенка (50%) или двух (45%). Лишь 5% семей имеют троих детей.

По возрастным группам дети распределились следующим образом:

Возраст детей Кол-во

1) дошкольники 8,43%

2) школьники

младших классов 14,53%

3) школьники

среднего звена 25,58%

4) школьники

старших классов 39,25%

5) учащиеся ПТУ 0,3%

6) студенты ссузов 1,75%

7) поступающие

в вузы 3,48%

8) студенты вузов 6,68%

Если говорить о роде занятий родителей, то среди них преобладают наемные работники (76,6% матерей и 72,85% отцов). Предпринимателями стали 9,9% матерей и 10,8% отцов; безработные - 13,5% матерей и 16,4% отцов.

Наиболее популярные сферы трудовой деятельности

среди матерей

• наука, образование - 37,5%;

• торговля, сфера обслуживания населения - 28,65%;

• медицина, культура - 13,15%;

среди отцов

• промышленность, связь, строительство, транспорт - 26,4%;

• торговля, сфера обслуживания населения - 17%;

• сельское хозяйство - 15,35%;

• наука, образование - 13%.

В остальных сферах трудовой деятельности (финансы, вооруженные силы, охрана или иное военизированное формирование, органы государственного, муниципального управления) занято от 0,5% до 7,75% родителей.

Сферы трудовой

деятельности

родителей

отец мать

наука,

образован. 13% 37,5%

медицина,

культура 6,5% 13,15%

торговля,

сфера

обслуж. 17% 28,65%

финансы 3% 3,65%

вооруженные

силы 3%

охрана,

иное воениз.

формиров. 7,75% 0,5%

органы гос.

муниц.

управления 4,3% 5,7%

промышлен.,

связь,

строительство 26,4% 5,7%

сельское

хозяйство 15,35% 4,15%

другое 3,7% 1%

Как показало проведенное исследование, заработки основной части опрошенных нельзя назвать высокими. Так, среднедушевой доход почти половины семей (48,64%) колеблется в пределах 1000-2000 рублей в месяц. У каждой пятой семьи (20,26%) он составляет 2000-3000 рублей. Менее 1000 рублей на человека в месяц получают 15,8% семей, более 3000 рублей - 15,3%.

Идеальная

школа

В числе требований, предъявляемых родителями к идеальной школе, преобладают такие:

• высокий профессионализм учителей - 83,3%;

• наличие хорошо оборудованных специализированных помещений - 64,9%;

• комфортная обстановка в школе - 56,3%;

• оптимальная учебная нагрузка - 37,8%;

• проведение специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие личностных качеств учащихся, - 33,8%;

• транспортная доступность - 33,8% (эта характеристика оказалась наиболее важной для родителей дошколят и младших школьников).

Что касается основных функций школы, то чаще всего мамы и папы называли следующие:

• создание условий для проявления и развития способностей учащихся (57,2%);

• физическое развитие, сохранение и поддержка здоровья (54,5%).

Многие семьи считают, что школа должна способствовать социализации детей (39,2%) и предотвращать отклонения в их поведении (34,2%), а также обеспечить освоение обязательного объема знаний по предметам (38,7%). Наконец, 27,3% опрошенных полагают, что одной из важных функций школы должна стать подготовка к поступлению в вуз. Выполнение школой перечисленных функций оценивается большинством родителей как удовлетворительное.

Вопросы оценки качества образовательных услуг достаточно сложны, поскольку у каждой семьи здесь свои критерии. Именно поэтому исследователи постарались выяснить, какой смысл родители вкладывают в понятие «качество образования».

По мнению 62% опрошенных, качественным можно считать образование, которое отвечает следующим требованиям (в списке они приведены начиная с самого важного):

1 - обеспечение установленного объема знаний по предметам;

2 - создание условий для проявления и развития способностей учащихся;

3 - сохранение и поддержание здоровья;

4 - развитие языковой и компьютерной грамотности;

5 - развитие способностей к самостоятельному получению знаний.

Как видно из приведенного списка, требования, имеющие непосредственное отношение к качеству образовательного процесса, предъявляются родителями лишь в общем виде.

Сам себе

управленец

Поскольку удовлетворенность родителей качеством образования нельзя назвать высокой, особый интерес представляет их готовность влиять на принимаемые решения.

Как выяснилось в ходе исследования, лишь третья часть родителей (33,1%) активно участвует в управлении школой. Еще 26,7% и рады бы, да не имеют такой возможности. Почти столько же опрошенных (25,7%) пока не смогли определить свою роль, а 14,5% уверены, что мамы и папы вообще не должны принимать участия в управлении школой.

Но оставим «несознательных» родителей в стороне и посмотрим, какие же функции готовы исполнять те, кто желает участвовать в процессе управления. Определять режим работы школы (38,7%), решать организационные и хозяйственные вопросы (31,5%), участвовать в обсуждении образовательных программ (18,5%) и общественном контроле при сдаче экзаменов (22%). Вместе с тем родители не чувствуют себя компетентными в решении вопросов, связанных с оценкой качества работы учителей (6,3%), назначением и увольнением директоров (5,4%).

На определение родителями приоритетов финансирования школы существенное влияние оказывают их представления о составляющих качества образования. При наличии реальной возможности распорядиться ресурсами родители потратили бы деньги на материально-техническое оснащение классов (70%), приобретение учебников (32,8%) и содержание школьных помещений (29,7%). Хотя высокий профессионализм учителей - одно из основных требований к идеальной школе, способствовать его повышению готов лишь 21% родителей.

Установки

на будущее

Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос об уровне профессионального образования, необходимого их ребенку. Судя по результатам исследования, большинство родителей (81,2%) желают видеть своих детей студентами вузов, что свидетельствует о престижности высшего образования. Интересно, что ему отдают предпочтение как городские, так и сельские жители. Лишь 10,8% родителей полагают, что их ребенку будет достаточно среднего специального образования.

Менее одного процента опрошенных (0,9%) «делают ставку» на начальное профессиональное образование, а 1,2% считают, что их детям хватит знаний и практических умений, приобретенных в жизни. Еще 5,9% родителей пока не определились в выборе необходимого уровня профессионального образования для своих детей.

В связи с большой популярностью высшего образования возникает вопрос о его доступности, то есть о возможности поступить в вуз без ущерба для семейного бюджета.

Можно ли поступить

в вуз без

материальных затрат

Как видим, абсолютное большинство родителей (80,15%) считают, что стать студентом можно только за деньги.

Готовы ли они пойти на серьезные материальные затраты, чтобы их ребенок получил высшее образование? Утвердительно на этот вопрос ответили почти две трети опрошенных (65,3%). 28,9% семей не смогут выделить необходимую сумму. Вероятно, именно эта категория родителей считает, что одной из основных функций школы должна быть подготовка к поступлению в вуз.

Готовность

к материальным

затратам на получение высшего образования

За дополнительную плату

Как родители относятся к дополнительным платным образовательным услугам? Судя по результатам опроса, неоднозначно: 48,4% - положительно, 44% - отрицательно. Не определились 7,6% респондентов.

Отношение

к дополнительным

платным

образовательным

услугам

Интересно, что существенное влияние на мнение родителей оказывает территориальный фактор. Так, положительно к дополнительным платным образовательным услугам относятся 89,5% городских жителей и лишь 23,3% - сельских.

Отношение

к дополнительным

платным

образовательным

услугам жителей

города и села

городские сельские

жители жители

(в %) (в %)

положи-

тельное 63,15 7,4

скорее

положи-

тельное 26,32 18,5

скорее

отрица-

тельное 10,53 51,85

отрица-

тельное 18,5

затруд-

няюсь

ответить 3,75

Не менее важен вопрос о возможности родителей оплачивать дополнительные образовательные услуги. Пойти на затраты, связанные с получением таких услуг, могут 30,6% родителей. В семьях 45,9% респондентов нет средств для оплаты дополнительного образования. Затруднились ответить 23,5%.

На что же конкретно родители готовы тратить деньги? Наиболее востребованы дополнительные занятия по предметам школьной (45%) и внешкольной программ (37,3%), менее популярны занятия художественным творчеством (19,4%) и спортом (15,3%). В целом перечень запрашиваемых услуг позволяет сделать вывод о том, что спрос на них еще не совсем осознан самими потребителями - большинство требований исходит из общепринятых шаблонов и норм.

Разумеется, средняя школа не единственное место, где оказываются дополнительные образовательные услуги. Их предоставляют музыкальные, художественные и спортивные школы, многочисленные секции, студии и кружки. В 2004 году различные учреждения дополнительного образования посещали дети более половины опрошенных (55,5%). При этом большинство родителей (53,7%) не тратили на это ни копейки, 19,5% оплачивали только материальные затраты ребенка, а 16,8% - отдельные занятия. Раскошелиться по полной программе (то есть за все занятия) пришлось 10% респондентов.

Причины, по которым дети 44,5% опрошенных не посещают учреждения дополнительного образования, таковы:

• не позволяют занятия по учебным предметам (52,8%);

• отсутствие необходимых учреждений рядом с домом (20,8%);

• неудовлетворительное состояние здоровья (10,5%);

• отсутствие у ребенка интереса к предлагаемым видам занятий в кружках, секциях, студиях (9,5%);

• нет необходимости в таких занятиях (4,7%);

• отсутствие средств на оплату занятий (1,7%).

Еще один вид дополнительного образования - занятия с репетиторами. Их услугами пользуются 17,6% семей. Пятая часть родителей (19,4%) полагает, что репетитор потребуется их детям впоследствии. На востребованность таких услуг также влияет территориальный фактор: они более популярны у городских жителей (52,6%), чем у сельских (23,3%).

Занятия с репетитором, по мнению родителей, реализуют в основном следующие функции:

• ликвидация отставания по отдельным предметам (40%);

• подготовка к обучению в учебном заведении более высокого уровня образования (39%).

Какие романсы поют финансы

В зависимости от возраста ребенка на его образование приходится в среднем около 10-30% общей суммы годового дохода семьи, что составляет от 6000 до 38 000 рублей. (См. таблицы 1-4.)

Как наглядно показывает график динамики расходов на образование, затраты родителей растут вместе с ребенком, достигая максимума при поступлении в вуз.