КОМПЕНСАЦИЯ

На основании нормы части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Обязанность выплатить компенсации за все неиспользованные отпуска возникает у работодателя вне зависимости от того, по какому основанию расторгается трудовой договор (по инициативе работника, по инициативе работодателя (как в рассматриваемой ситуации) или по иному не зависящему от воли сторон основанию).

В соответствии со статьёй 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника?

В соответствии со ст.127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Сумма отпускных исчисляется исходя из количества причитающихся работнику дней отпуска и среднего дневного заработка, исчисляемого в соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относится заработная плата, начисленная работнику за отработанное время в расчетном периоде (пп. «а» п.2 Положения). Расчетным периодом для оплаты отпусков являются три календарных месяца - с 1-го до 1-го числа (п.3 Положения). Если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью, то средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах (п.9 Положения).

ПЕНСИЯ

Пенсионные органы не включают в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, время работы в должности пионервожатой. Суды тоже отказывают в удовлетворении заявлений работников о включении указанных периодов работы в стаж. Возможно ли в данном случае обращение в Конституционный суд России?

Статьёй 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) определены полномочия Конституционного суда Российской Федерации.

Конституционный суд РФ, в частности, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы в должности пионервожатой, который вы ставите, не входит в компетенцию Конституционного суда Российской Федерации.

Статья 84 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» устанавливает, что правом на обращение в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются эти конституционные права и свободы.

Из вопроса не ясно, какой закон, по вашему мнению, не соответствует Конституции РФ и какие права и свободы нарушаются этим законом. Следовательно, обращение, с которым вы намерены обратиться в Конституционный Суд, не отвечает требованиям, установленным Федеральным конституционным законом, а потому не может быть принят Конституционным судом РФ к рассмотрению.

Вопрос, который вы ставите, по существу касается применения подзаконных нормативных актов, поэтому он неподведомственен Конституционному суду.

Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, в том числе случаев назначения трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, указал на следующие основные правовые позиции.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановление Конституционного суда РФ от 29.01.04 № 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного суда РФ от 29.01.04 № 2-П).

Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, сославшись на постановление от 24 мая 2001 года и определение от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», что у граждан, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Рабочий по обслуживанию здания школы получил повестку о его призыве на военные сборы. Насколько известно, работники образовательных учреждений освобождены от военных сборов. Если все же работник призван, разъясните, должен ли он быть уволен по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ (призыв работника на военную службу или направление его на альтернативную гражданскую службу)?

В соответствии со статьей 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от военных сборов освобождаются граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений. Рабочий по обслуживанию здания не является педагогическим работником.

Вопросы проведения военных сборов граждан урегулированы Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденном постановлением Совета Министров РФ от 26 июня 1993 года № 605 (с изменениями от 26 февраля 1999 г., 21 декабря 2000 г., 8 августа 2003 г., 6 февраля 2004 г., 16 марта 2005 г.). В пункте 1 этого Положения определено, что под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

В случае неявки гражданина на военные сборы без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке в воинскую часть. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел.

Пунктом 19 Положения установлено, что граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

В пункте 17 указанного Положения предусмотрено, что о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.

Учитывая изложенное, трудовой договор с работником прекращаться не должен.

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

Какие записи в трудовой книжке должны заверяться печатью при увольнении работника?

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225) (с изменениями от 6 февраля 2004 г.) в пункте 35 устанавливают, что при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в пункте 36 настоящих Правил).

Если трудовая книжка заполнялась на государственном языке Российской Федерации и на государственном языке республики в составе Российской Федерации, заверяются оба текста.

Работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.

При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работника работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения (прекращения трудового договора) в этом случае считается день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения работника (прекращении трудового договора) издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной в порядке, установленном настоящими Правилами.

В пункте 36 установлено, что если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия.

Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза