За период обучения в школе количество детей, имеющих различные отклонения в физическом и психическом развитии, увеличивается в 3-4 раза, а среди выпускников практически здоровыми являются 5-8% учащихся.

Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической подготовленности школьников.

Современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объем моторики, так как два урока физической культуры в неделю не могут компенсировать дефицит физических нагрузок, а другие формы физического воспитания учащихся (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, занятия в спортивных секциях и т.п.) используются мало и неэффективно.

Таким образом, одна из главных задач физического воспитания школьников - развитие жизненно важных физических качеств (выносливость, сила, координация и др.). К сожалению, в школе разносторонней физической подготовке учеников как на уроках физкультуры, так во время занятий спортом уделяется недостаточное внимание.

Государственные программы физического воспитания учащихся четко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В лучшем случае оценивается результат в конце учебного года, это связано с обязательным тестированием учащихся на основе «Положения о президентских состязаниях» (1997). Такой подход малоэффективен.

Мы разработали методику использования «президентских тестов», определяющих физическую подготовленность школьников, для коррекции «отстающих» физических качеств.

Методика тестирования должна обязательно включать расчет индивидуального профиля физической кондиции школьников. Мы считаем, что это позволит педагогу определить «сильные» и «отстающие» стороны физической подготовленности как отдельного ученика, так и всего класса. Следовательно, есть возможность избирательного воздействия на те функции двигательной сферы, которые требуют коррекции.

Эти методические положения были взяты за основу при разработке «Системы управления физической подготовкой (ФП)» учащихся, которая была апробирована в Большеберезниковской средней школе №2 в течение последних трех лет (рис.1).

Первый блок системы управления - «диагностика». Он включает следующие звенья педагогического контроля за уровнем физической подготовленности школьников: исходный (начало учебного года), оперативный (на уроках физической культуры), поэтапный (каждую четверть) и итоговый (конец учебного года). На этапах исходного и итогового контроля использованы «президентские тесты» на силу, координацию, гибкость, выносливость, скоростные и скоростно-силовые способности.

Расчет полученных показателей тестов (по Ю.Н.Вавилову и др.) позволяет получить профиль физической кондиции (подготовленности) каждого ученика или средние показатели всего класса. Ставятся оценки - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «опасная зона». Они нужны для определения общего уровня физической подготовленности и уровня развития отдельных физических качеств. Например, для учащихся выпускного класса нашей школы средний показатель теста на выносливость (бег 1000 м) достаточно высокий и соответствует оценке «хорошо», однако силовые способности, координация и гибкость находятся на нижней границе «зоны» «удовлетворительно», а значит, требуется коррекция этих качеств.

Анализ состояния физической подготовленности школьников является основой для составления «Программ коррекции» содержания физической подготовки.

Программа коррекции двигательных способностей учащихся разрабатывается с учетом видов уроков физической культуры в каждой четверти. Разработаны комплексы специально-подготовительных упражнений, направленных на развитие тех или иных «отстающих» физических качеств, которые дополняют учебный материал поурочного планирования раздела «Развитие двигательных способностей». Это позволяет на уроках физкультуры варьировать направленность и объем физических упражнений с учетом выявленных недостатков физической подготовленности школьников.

Второй блок управления - это реализация программы через различные формы физического воспитания школьников (уроки физической культуры, занятия в группах ОФП, домашние задания и др.). Учебные задания на развитие двигательных качеств разрабатываются:

1) для всех групп учащихся;

2) для отдельных учащихся;

3) для самостоятельной работы в домашних условиях или внеклассных занятий спортом.

Используются общеподготовительные, специальные и соревновательные упражнения. Оперативный и поэтапный контроль позволяет оптимизировать и индивидуально дозировать физические нагрузки.

Наши исследования показали очень низкую информированность педагогов и родителей о физической подготовленности и состоянии здоровья школьников. Выход - создание на каждого школьника «карточки здоровья» с информацией о показателях в каждой четверти учебного года. «Карточки здоровья» нужны для того, чтобы повысить информированность родителей, педагогов о физическом развитии и физической подготовленности школьников, способствовать объединению усилий педагогического коллектива школы и родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка.

Введение в школьную практику «карточек здоровья» дает возможность точно контролировать возрастную динамику изменения показателей физического развития и физической подготовленности, что позволяет лучше корректировать работу по совершенствованию физического воспитания школьников.

Результаты тестирования (информационный банк) используются для анализа уровня здоровья детей, их физической подготовленности, а также для разработки содержания домашних заданий в спортивных секциях и группах ОФП.

Таким образом, банк информации - элемент управления физическим воспитанием школьников.

Выводы:

1. «Программы коррекции» позволяют нам «выравнивать» недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к показателям зон «хорошо» и «отлично».

2. Всего этого можно добиться, безусловно, только на основе взаимосвязи урочных форм занятий (на каждом уроке мы посвящаем 15-18 минут воспитанию физических качеств), домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, района, республики.

3. В результате укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов, вести здоровый образ жизни.

4. Предлагаемая система физического воспитания школьников наиболее эффективна в сельских малокомплектных школах, так как оперативно тестировать, контролировать легче небольшие группы учащихся.

Михаил БЕЛОГЛАЗОВ, учитель физической культуры Большеберезниковской СШ №2 Республики Мордовия, участник конкурса «Учитель года России-2002»