В течение десяти июльских дней ученые из Москвы, Барнаула, Тольятти, Улан-Удэ и Читы проводили лекции, тренинги, мастер-классы, «круглые столы», деловые игры и индивидуальные консультации для молодых исследователей и учителей. Кипела в школе и «внеучебная» деятельность: презентации отрядов, ярмарка педагогических специальностей, литературно-музыкальная композиция о войне, смотр-конкурс агитбригад, КВН, олимпийские игры, экологический десант, калейдоскоп талантов - каждый день молодежь старалась провести с максимальной пользой и отдачей.

Стал традиционным в летней школе и День профсоюза. В этом году его проводил Георгий Чепцов - главный специалист Читинского обкома Профсоюза работников народного образования и науки. Прочитать лекцию для участников школы, уставших от такой формы подачи материала, - скучно и неинтересно. Вместо этого Георгий Чепцов предложил слушателям совместно поразмышлять о профсоюзе и его задачах. Педагоги разбились на четыре группы, каждая из которых менее чем через час должна была представить свою презентацию на заданную тему. При этом одна группа создавала рекламный плакат, другая - пресс-релиз в газету, третья - информационный бюллетень, который можно повесить в учительской, а четвертая - компьютерную презентацию в PowerPoint (в силу того, что у ноутбука села батарея, слайды пришлось готовить на обычных листах бумаги, но это ничуть не охладило боевой настрой молодых коллег).

Работа в группах закипела: в обсуждении проблем принимали участие и самые «заядлые профсоюзники», и те, кто мало знает о целях и задачах общественной организации. Каждый мог высказать свою точку зрения, не боясь того, что она будет ошибочной. В ход пошли выданные при регистрации пакеты-маечки (с них срисовывали эмблему профсоюза), карманные календарики ЦК (кто-то подсчитывал дни, незасчитанные в отпуск) и свежий номер газеты обкома «Думы забайкальского учителя». К слову, из 120 участников летней школы только четверо не являлись членами профсоюза, но, что примечательно, обещали пополнить его ряды сразу по возвращении в свои учебные заведения.

Во время подготовки задания педагоги и молодые ученые могли получить индивидуальную консультацию по волнующим их вопросам. Несколько человек обратились за правовой поддержкой, за разъяснениями о применении регионального законодательства в части предоставления коммунальных льгот сельским педагогам, а учителя из районов области просто интересовались, где можно найти председателей своих территориальных организаций профсоюза по месту жительства.

Когда время для подготовки истекло, участники, собравшиеся под открытым небом, вместе пытались выяснить, чем все-таки занимается профсоюз, в чем его сила, и нужен ли он вообще молодому учителю и ученому.

Судя по представленным презентациям, молодежь неплохо разбирается в профсоюзных делах. Чего стоит один только слоган, придуманный «рекламщиками»: «Профсоюз у нас таков - больше денег, меньше слов!». А вот выдержка из информационного бюллетеня, сочиненного другой группой: «Профсоюзная организация делает все для того, чтобы молодой специалист не разочаровался в выбранной профессии и стал Учителем с большой буквы». Неплохо бы разместить такой бюллетень в каждом учебном заведении. Думается, что после таких слов молодому учителю захочется активно включиться в профсоюзную работу...

Были и тревожные нотки в презентациях. К примеру, в пресс-релизе, составленном «журналистами», утверждалось, что «чаще всего профсоюз находится в оппозиции к работникам, защищает в первую очередь интересы администрации, ограничивает доступ к информации, пассивно пытается защищать права трудового коллектива». Специалисты обкома профсоюза и областного комитета образования выразили надежду, что такие случаи единичны. А ведущий в противовес высказанному мнению привел наиболее успешные примеры социального партнерства и сотрудничества.

Кроме того, участники встречи получили представление о формах информационной работы в Читинской областной организации профсоюза. Это уже упомянутая газета «Думы забайкальского учителя», сборник обкома «Профсоюзные вести» и информационные бюллетени, которые рассылаются практически во все первичные организации. И, конечно, слушателям рассказали о газете «Мой профсоюз» как об источнике важной информации для педагога и аспиранта (многие из учителей проявили живой интерес и поклялись проштудировать все номера «МП» за этот год, лежащие на столе в учительской). Не обошлось без представления сайта профсоюза. Как выяснилось, многие молодые педагоги часами путешествуют по интернету, поэтому новый для себя адрес www.ed-union.ru они обещали включить в список избранных сайтов.

В заключение Дня профсоюза участники летней смены остановились на вопросах подготовки Всероссийской акции 12 октября этого года и проблемах, которые профсоюз пытается решить с помощью коллективных действий.