Если бы все происходило в условиях жесткой конкуренции образовательных систем, все было бы, во-первых, честно. Во-вторых, можно было бы продемонстрировать реальную силу российской средней и высшей школы, обеспечивая существование единого образовательного пространства, без которого невозможно единое экономическое пространство. Так что конкуренция нам не страшна, она для нас даже в чем-то привлекательна. Но в странах СНГ и Балтии России приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией другого рода. Проще говоря - с грубым вытеснением всего русского из образовательной сферы. Не могут конкурировать, не могут дать уровень и качество обучения выше, поэтому предпочитают убирать вообще, принимая для этого соответствующие законодательные акты. При этом наблюдается интересная картина: с одной стороны, призыв к свободе, демократии и соблюдению прав граждан, с другой - возведение всяческих препятствий для реализации этих прав. У русских остается только одно право - покинуть ту или иную бывшую советскую республику и переехать на жительство в Россию. Кстати, многие (в частности, преподаватели бывших русских школ) так и делают. Не случайно количество высококвалифицированных педагогов в странах СНГ и Балтии в последнее время катастрофически сократилось.

Но речь сегодня идет не только об образовании как таковом, а о политике и экономике. И главным образом, о влиянии России на постсоветском пространстве, о ее жизненно важных интересах. По идее не только Россия, но и ее соседи должны были бы быть заинтересованы в создании единого экономического пространства, но это лишь в теории. На экономическое постсоветское пространство имеют виды другие страны, которых к друзьям и союзникам России можно отнести с большой натяжкой. И они, наши соперники, прекрасно понимают, что экономическое пространство можно получить только тогда, когда будет сформировано соответствующее мышление, а потому не жалеют средств на создание замкнутых национальных систем образования в бывших странах СНГ и Балтии. Более 150 различных образовательных центров открыты в этих государствах, туда бесплатно поставляют учебники, дети местной руководящей элиты имеют возможность получения образования в самых престижных зарубежных центрах. При этом идет планомерное разрушение русских культурных ниш: сокращаются объемы радио- и телевещания, закрываются библиотеки и русскоязычные театры, создаются немалые препоны возникновению русских культурных центров. И все это в то время, когда с необыкновенной легкостью открываются самые разные центры США, Франции, Израиля, Турции и других стран, которые ведут культурную экспансию на постсоветском пространстве. И тут нам дано условие очень сложной задачи. Или мы сделаем все для того, чтобы в СНГ и страны Балтии поступили наши конкурентоспособные методики, образовательные программы, чтобы дети русских и русскоязычных граждан, проживающих там, получили возможность для обучения по российским стандартам и продолжения образования в российских вузах. Или уступим другим странам это благодатное и такое важное для нас поле. Понятно, что ни экспортировать своих педагогов из России в постсоветское пространство для работы, ни привозить сплошь всех детей из стран СНГ и Балтии для обучения в Россию мы не сможем. Выходит, один путь - развивать быстрыми темпами дистанционные формы образования.