Вице-губернатор Тамбовской области по экономическим вопросам Кирилл КАЛАНЧИН:

- Несмотря на то, что в Тамбовской области трехсторонняя комиссия возникла уже в 1993 году, на самом деле ее работа началась с приходом нынешнего губернатора Олега Ивановича Бетина. За последние шесть лет мы смогли выстроить партнерские отношения с Профсоюзом работников народного образования и науки. Наш профсоюз - лидер всего профсоюзного движения в области. Он самый большой - объединяет почти 60 тысяч человек. Каждый год мы заключаем специальное соглашение о совместной работе. Совместно решили огромное количество вопросов, связанных с выводом заработной платы на приемлемый уровень. Сегодня зарплата в Тамбовской области составляет 1,5 от величины прожиточного минимума. Следующий этап - повышение существующей зарплаты.

Не менее важные направления нашей совместной деятельности - защита прав работников народного образования, решение трудовых споров, организация отдыха педагогов и их детей, защита их интересов в органах государственной власти и много другое. Запустили программу строительства дешевого сельского жилья, которая в первую очередь ориентирована на сельского учителя, врача, а также на молодых выпускников вузов, которые едут работать на село. Идея в том, что человек приобретает хороший типовой дом, а ссуду на его покупку получает из областного бюджета. Сегодня мы работаем над снижением стоимости, надеемся, что она не будет превышать 100 тысяч рублей.

Начальник областного управления образования Наталья АСТАФЬЕВА:

- Сегодня для учреждений образования социальное партнерство особенно актуально. Происходящие в России преобразования создали условия для тесного сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, работников и работодателей, выработки согласованной социально-экономической политики.

Управление образования области и областной комитет профсоюза работников народного образования и науки дважды в год на совместных заседаниях коллегии и президиума подводят итоги выполнения Соглашения, ищут возможности расширения сферы его применения с учетом экономического положения отрасли, изучают деятельность муниципальных органов управления образованием и территориальных организаций профсоюза.

У нас в области начата реализация социального проекта по жилью. В лучшем районе Тамбова строится первый дом на основе ипотечного кредитования. Губернатор попросил профсоюз составить списки кандидатов на получение дотаций, льгот, безвозмездных субвенций от администрации области. Это необходимо для того, чтобы преодолеть первый сложный барьер - шанс получить квартиру только у того, кто может сразу заплатить 30 процентов от суммы кредита. Областной комитет профсоюза стал партнером губернской администрации, и Юлия Васильевна Ремнева вместе с управлением образования вели подбор кадров, решали, кого отнести к социально необеспеченным гражданам, кому в первую очередь давать возможность для ипотечного кредитования на приобретение жилья и так далее.

Квартиры были распределены по справедливости, у нас не было ни одной конфликтной ситуации по этому поводу. Сначала все вопросы рассматривались на заседаниях ведомственной комиссии, которую возглавляет Юлия Васильевна Ремнева, а потом по материалам и решениям этой комиссии решение принимала уже межведомственная. Дом достраивается, осенью этого года учителя, врачи, работники культуры будут праздновать новоселье. Мы надеемся, что подход, который был выработан в процессе строительства дома и распределения квартир, станет модельным и будет распространен на все районы области.

Очень важная проблема - реструктуризация сети сельских школ. В Тамбовской области сельские школы составляют 70%. От этого числа 85-87% - малочисленные и малокомплектные. К тому же количество детей с каждым годом уменьшается на 10 тысяч человек. Конечно, в связи с этим возникли вопросы - каким образом финансировать такую дорогостоящую сеть, сможем ли мы это делать, да и нужно ли нам вкладывать в нее значительные средства при том качестве образования, которое дают маленькие сельские школы?

Проект под названием «Содействие инновационному развитию села» позволил запустить процесс реструктуризации сети сельских школ. Над этим проектом мы также работаем вместе с профсоюзом. Спасибо Юлии Васильевне Ремневой. Профсоюз должен защищать интересы педагогов, но в современных условиях обком посмотрел на свои задачи шире и включил в сферу своей заботы детей, которых учителя обучают. Мы выбрали тактику мягкого перехода от режима нормативного финансирования школ к режиму подушевого финансирования, при этом мы переводим на новую систему еще две ступени образования - дошкольное и дополнительное. Каждый ребенок на селе должен получить возможность посещать кружки и секции, ходить в детский сад. Этот шаг позволит нам сохранить практически всех работников образования. Нормативно-правовая база по всем этим вопросам в Тамбовской области разработана, кадры обучены, оповещены и привлечены к сотрудничеству родители.

Мы должны найти профессиональный выход из любой сложной ситуации, не нарушая целостности системы. Например, в поселке городского типа есть школа, в которой 100 учеников. При переходе на подушевое финансирование школа получает средства ровно на это количество школьников. Деньги неплохие, школа может существовать, ничто ей в ближайшие годы не грозит. Но есть маленькие сельские школы, где пять учеников и два преподавателя. На них выделяется минимум средств, получается, что качественное образование здесь дать невозможно. Что мы делаем? Применяем схему переноса ответственности за деятельность этой школы на более крупную: маленькая школа не закрывается, а становится филиалом крупной. Это один из подходов. В каждом конкретном случае в зависимости от ситуации принимается свое решение.

Параллельно с магистральными проблемами решаются вспомогательные: транспортные, обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационным ресурсам и так далее. Ни одной маленькой сельской школы мы не закроем, пока там учатся дети. Более того, сегодня в области не закрываются даже те школы, где нет детей, но есть прогноз, что, предположим, через пять лет они должны появиться.

По решению губернатора средства, которые высвобождаются в результате структурных изменений, остаются в системе образования, их финансисты не забирают.

Еще один наш общий проект - создание правовой службы системы образования. Современное законодательство довольно сложное, часто тот или иной вопрос требует квалифицированного комментария. Также мы начинаем проект по информатизации управленческой системы, надеемся, что через четыре года каждый родитель будет иметь доступ к необходимой ему информации.

Если профсоюз будет только оценивать наши действия и не станет нам помогать, мы не сможем решить все проблемы, которые перед нами возникают.

Руководитель областного комитета по труду Елена ГОРДЕЕВА:

- Сейчас наша совместная работа выстроена четко. А на первых порах мы «притирались» друг к другу, ведь еще в 1996 году были задолженности по зарплате, естественно, профсоюзы предъявляли нам требование погасить долги, и как можно быстрей. Это было абсолютно правомерное и справедливое требование. Мы старались найти пути решения, но с первого раза не получалось. Педагоги устраивали забастовки, акции протеста, причем не только в нашей области, но и по всей России.

Я считаю, что сейчас работникам образования нужно активнее заявлять о своих правах на повышение зарплаты. 3000 рублей - минимальная величина прожиточного уровня, для нормальной жизни это маловато, прожиточный минимум должен вырасти в 2-2,5 раза. Поэтому принято совместное решение профсоюза и администрации, что с 1 сентября 2005 года и с 1 мая 2006 года произойдет повышение зарплаты бюджетников.

Наши отношения с обкомом Профсоюза работников народного образования и науки строятся иначе, чем с обкомами других профсоюзов, потому что педагоги - самые активные, а их председатель Юлия Васильевна Ремнева - настоящий лидер, стойкий и надежный человек. У нас выстроено подлинное социальное партнерство. Мы, скажем, проводим опережающие консультации с профсоюзом, узнаем о настроениях в коллективах, прежде чем принять какое-то решение. Это позволяет нам избежать роста социальной напряженности.

С 1 января 2005 года мы перешли на новую систему оплаты труда. На областном уровне вышел закон об оплате труда работников бюджетной сферы, причем мы постарались исключить влияние работодателя. Известно, что руководители стараются заплатить поменьше тем, кто им неугоден. Мы постарались исключить необоснованную дифференциацию в оплате труда педагогов. Все это мы делаем вместе с профсоюзом и сотрудничаем не только с обкомом, но и с профсоюзными лидерами городов, районов, первичных организаций. Например, мы с Юлией Васильевной хотим провести совещание с участием представителей органов местного самоуправления и районных профсоюзных лидеров, чтобы вместе отстаивать права работников образования на селе.

Команда Ремневой отлично работает над коллективными договорами. 64% всех коллективных договоров, заключенных в области, приходится на систему образования. Их уровень за последние два года очень вырос. В этих документах почти перестали дублировать нормы Трудового кодекса РФ, туда включают новые льготы и компенсации в пределах ассигнований, выделенных на содержание школы и оплату труда. У нас есть отраслевое соглашение, куда в связи с появлением статьи 135-й Трудового кодекса РФ вносятся новые пункты, предусматривающие регулирование оплаты труда, льготы и компенсации.

Кроме того, мы благодарны обкому профсоюза за то, что он ведет большую информационную работу. Информация проходит очень быстро, идет разъяснительная работа как по трудовым нормам, так и по другим вопросам. Трудовые коллективы информируются о том, какие решения принимает власть на областном уровне, а власть - о том, какие решения нужны коллективам.