Окончание. Начало в № 31

4. Порядок формирования органов ученического самоуправления

4.1. Парламент формируется на выборной основе сроком на один год.

4.2. Состав Государственной Думы Парламента формируется учащимися 5-11-х (вариант 8-11) классов путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11-х (вариант 10-11) классов.

Другие варианты: а) В состав Парламента учащимися 5-11-х (вариант 8-11) классов делегируется по одному представителю от класса;

б) Состав Государственной Думы Парламента избирается школьной ученической конференцией.

4.3. Состав Государственного Совета Парламента избирается на заседании педагогического совета путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатов.

4.4. Парламент определяет свою структуру, избирает из своего состава председателей палат на основании регламента.

4.5. В составе Парламента формируются комитеты и комиссии.

4.6. Правительство «Демократической республики» формируется на основании действующих правил проведения данной программы и Конституции «Демократической республики».

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.

5.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению Парламента «Демократической республики».

5. Содержательный блок модели «Демократическая республика»

Содержание деятельности, предлагаемой в данной модели, во многом повторяет работу законодательных органов Российской Федерации. Регламент работы палат школьного парламента разработан на основе «Регламента Государственной Думы РФ». Школьникам предлагается в игровой ситуации пройти весь путь: от внесенного законопроекта до подписания президентом и его опубликования, то есть вступления в силу.

Как же реально работает данная модель? В школе создается двухпалатный Парламент: Государственная Дума (или просто Школьная Дума), состоящая из представителей учащихся среднего и старшего звена, избранных прямым и тайным голосованием, и Государственного Совета (или Сената), состоящего из представителей педагогов и родителей, также избираемых по одной из избирательных технологий. Систему выборов и представительство каждое образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Законодательной инициативой обладают объединения, существующие в образовательном учреждении: класс, педагогический коллектив, администрация школы, родители и т.д.

Чтобы вся модель работала достаточно эффективно, необходимо соблюдать главное условие - все законы образовательного учреждения (локальные акты) должны быть приняты Государственной Думой Парламента, а затем Государственным Советом и окончательно утверждены Президентом.

Использование данной модели позволяет активизировать деятельность не только органов ученического самоуправления, но и педагогического совета и родительского комитета, которые будут вынуждены собираться «не реже одного раза в четверть», а гораздо чаще, и решать не только вопросы законотворчества, но и другие проблемы, отнесенные к их компетенции Уставом образовательного учреждения заведения.

Система предлагаемых сдержек и противовесов позволяет блокировать наиболее «экстравагантные» законопроекты обучающихся. Окончательное решение по закону, принимаемое директором школы, отвечает требованию законодательства о самоуправлении и единоначалия в школе.

В данной модели особая роль отводится именно руководителю образовательного учреждения - директору, который по должности является президентом школьной «Демократической республики». Этот вариант запуска самоуправления в образовательном учреждении позволяет избежать административных потрясений, обеспечить относительно плавный запуск новых для образовательного учреждения отношений, которые предполагают постепенную передачу части полномочий собственно административного управления (самоуправления) в руки коллектива обучающихся, то есть игровым органам самоуправления.

6. Технологический блок модели «Демократическая республика»

Формы и методы работы описаны в модели «Ньюландия»

Примечание. В данной модели самоуправления административная и игровая деятельность органично пересекаются на основе взаимной договоренности и правовой базы, когда взрослые доверяют детям определенную часть ответственности за состояние дел в образовательном учреждении, причем не только второстепенные, но и серьезные вопросы, связанные с жизнью образовательного учреждения.

Приложение №1

Конституция Демократической республики

Глава I. Общие положения

Статья 1. Демократическая республика есть правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Они гарантированы настоящей Конституцией. В государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статья 2. Высшим выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Гражданство приобретается и прекращается по Закону о гражданстве. Демократическая республика обеспечивает условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Глава II. Права и свобода человека и гражданина

Статья 3. Каждый имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

Статья 4. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, на тайну переписки и иных сообщений.

Статья 5. Каждому гарантируется свобода мысли и слова; гарантируется свобода массовой информации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 6. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 7. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 8. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статья 9. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Статья 10. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 11. Право частной собственности охраняется законом.

Статья 12. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Статья 13. Каждый имеет право на отдых, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.

Статья 14. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 15. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением.

Статья 16. Каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 17. Все равны перед законом. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи. Никто не обязан доказывать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя и своего друга.

Глава III. Президент «Демократической республики»

Статья 18. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованность действий всех органов государственной власти.

Статья 19. Президентом «Демократической республики» является директор образовательного учреждения по должности.

Вариант данной статьи. Президент избирается на один год гражданами государств на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть гражданин государства не моложе 13 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента определяется Законом о выборах.

Статья 20. При вступлении в должность Президент приносит клятву следующего содержания: «Вступая в должность Президента, клянусь при исполнении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать Конституцию, быть честным и объективным руководителем».

Статья 21. Президент «Демократической республики»:

а) координирует деятельность государственных органов;

б) назначает с согласия Парламента Премьер-министра;

в) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

г) принимает решение об отставке Правительства;

д) представляет Парламенту кандидатуру Председателя Центрального банка и судей Верховного и Арбитражного суда; ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка и судей;

е) следит за соблюдением правил игры всеми участниками, в том числе и взрослыми;

ж) назначает референдум по наиболее сложным вопросам, требующим учета мнения всех граждан;

з) вносит проекты законов в Парламент и подписывает законы, принятые Парламентом;

и) приостанавливает действие тех нормативных актов, которые противоречат Конституции;

к) награждает государственными наградами республики.

Статья 22. Президент издает указы, которые обязательны для исполнения по всей территории республики. Указы Президента не должны противоречить Конституции и другим законам, принятым Парламентом. Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Президент может быть отрешен от должности на заседании Парламента на основании серьезного обвинения, подтвержденного заключением Верховного суда. Решение о выдвижении обвинения и об отрешении от должности должно быть принято двумя третями голосов обеих палат Парламента.

Глава IV. Парламент

Статья 23. Парламент является представительным и законодательным органом Демократической республики. Парламент состоит из двух палат - Государственной Думы и Государственного Совета. Обе палаты Парламента равноправны.

Статья 24. Государственная Дума состоит из 15 депутатов, представляющих коллектив школьников. Государственный Совет состоит из 7 депутатов, представляющих педагогический коллектив и родителей. Депутат Парламента не может работать в других государственных органах.

Статья 25. Парламент избирается сроком на 1 год. Одно и то же лицо не может являться членом Парламента более 2 лет подряд. Порядок избрания Парламента определяется Законом о выборах.

Статья 26. Парламент является постоянно действующим органом. Заседания Парламента проводятся не реже одного раза в месяц, а в экстренных ситуациях - по мере необходимости. На следующий день после избрания Парламента проводится первое заседание. С момента начала работы нового состава Парламента полномочия прежнего прекращаются.

Статья 27. Государственная Дума и Государственный Совет заседают отдельно. Заседания палат являются открытыми. В отдельных случаях по решению Парламента проводятся закрытые заседания с приглашением необходимых экспертов и консультантов. Заседания ведут спикеры палат, которые избираются на первом заседании. Наиболее важные заседания ведет Президент.

Статья 28. К ведению Парламента относятся:

а) принятие законов республики;

б) дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;

в) назначение на должность и освобождение от должности судей, Председателя Центрального банка, председателя Избирательной комиссии;

г) назначение и освобождение по представлению Премьер-министра министров Правительства;

д) выдвижение обвинения против Президента и отрешение его от должности.

Статья 29. Решения Парламента принимаются большинством голосов от общего числа членов обеих палат. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы и Государственного Совета. Государственный Совет имеет право «вето», т.е. отклонения закона. Если Государственная Дума настаивает на принятии отклоненного закона, то проводится референдум, т.е. всеобщее голосование.

Глава V. Правительство

Статья 30. Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство, которое состоит из Премьер-министра, вице-премьера и министров. Премьер-министр и вице-премьер назначаются Президентом с согласия Парламента. министры назначаются Парламентом по представлению Премьер-министра.

Статья 31. Правительство «Демократической республики»:

а) разрабатывает бюджет и обеспечивает его выполнение;

б) осуществляет меры по охране прав и свобод граждан;

Продолжение на стр. 6

Продолжение. Начало на стр. 5

в) обеспечивает активную экономическую политику, включая оплачиваемые работы;

г) обеспечивает осуществление социальных программ (интересные культурные и образовательные программы и т.п.);

д) вносит в Парламент проекты законов в тех случаях, когда само не имеет права изменить правила игры;

е) обеспечивает выполнение правил игры всеми ее участниками;

ж) осуществляет иные полномочия, которые возлагаются на него Парламентом и Президентом.

Статья 32. Правительство издает Постановления и обеспечивает их исполнение. Постановления Правительства обязательны к исполнению. Постановления Правительства принимаются простым большинством голосов.

Статья 33. Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. Заседания Правительства открытые, за исключением случаев, по которым принимается специальное Постановление. Правительство функционирует в тесном сотрудничестве с Президентом и Парламентом.

Глава VI. Судебная власть

Статья 34. Правосудие в государстве осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется Верховным и Арбитражным судами.

Статья 35. Верховный суд состоит из трех судей, назначаемых на должность на заседании Парламента. Арбитражный суд состоит из 5 человек, назначаемых на должность на заседании Парламента. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам, принятым на заседаниях Парламента.

Статья 36. Разбирательство дел в суде открытое. Закрытое слушание допускается только в особых случаях. Заочное разбирательство дел в суде не допускается. Разбирательство дел осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Глава VII. Порядок внесения поправок

Статья 38. Предложения о внесении поправок в Конституцию могут вносить Президент, Парламент, Правительство, а также группы граждан (политические партии) численностью не менее 20 человек.

Статья 39. Поправки рассматриваются на заседании Парламента под председательством Президента и в присутствии инициаторов рассматриваемой поправки.

Статья 40. Решение о внесении поправки принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Парламента или выносится на референдум. При проведении референдума поправка считается принятой, если за нее проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме, при условии, что в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право голоса.

Приложение №2

Закон о гражданстве

Настоящий Закон регулирует вопросы, связанные с приобретением и прекращением гражданства Демократической республики, с апелляцией в случаях нарушения настоящего закона.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Гражданство «Демократической республики» приобретается и прекращается в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Гражданство «Демократической республики» является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Статья 3. Каждый гражданин «Демократической республики» обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией республики.

Глава II. Основания приобретения гражданства

Статья 4. Основанием приобретения гражданства являются: достижение 6(7)-летнего возраста; учеба (работа) в школе, где создана «Демократическая республика»; личное заявление о приобретении гражданства.

Статья 5. В особых случаях по представлению Министерства юстиции вопрос о признании гражданином республики рассматривается Парламентом, если заявление о признании гражданства получено от других лиц, не предусмотренных статьей 4 настоящего Закона. Для решения этого вопроса необходимо личное заявление лица, решившего стать гражданином «Демократической республики» с указанием причин такого решения.

Глава III. Регистрация граждан

Статья 6. Все участники игры, подавшие заявление о приобретении гражданства, должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции.

Статья 7. Все участники игры, ставшие гражданами «Демократической республики», должны получить паспорт гражданина. Паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина во всех юридических отношениях (участие в выборах, совершение сделок, получение работы на бирже труда и т.д.).

Статья 8. Все учащиеся 1-4-х классов являются несовершеннолетними гражданами «Демократической республики». Права и обязанности несовершеннолетних граждан регулируются особым Законом о несовершеннолетних гражданах.

Глава IV. Основания прекращения гражданства

Статья 9. Гражданство «Демократической республики» может быть прекращено только в следующих случаях: переход в другую школу; по личному заявлению гражданина.

Статья 10. Гражданин ДР может быть лишен гражданства только в соответствии с законами республики за совершение административного правонарушения.

Приложение №3

Закон о выборах депутатов Парламента

Настоящий Закон регулирует вопросы, связанные с процедурой выдвижения кандидатов в депутаты Парламента, предвыборной кампанией, регистрацией кандидатов и избирателей, с процессом голосования и подсчета его результатов, апелляцией в случаях нарушения настоящего Закона.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Выборы депутатов Парламента осуществляются гражданами «Демократической республики» на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Право избирать принадлежит каждому гражданину, зарегистрированному в Министерстве юстиции и имеющему паспорт.

Статья 3. Депутатом Государственной Думы Парламента может быть избран гражданин ДР, достигший 13 лет.

Статья 4. Депутатом Государственного Совета Парламента может быть избран педагог или родитель, зарегистрировавшийся в качестве гражданина республики.

Статья 5. Выборы депутатов Госдумы и Госсовета проводятся в один день. Дата выборов устанавливается Парламентом.

Вариант данной статьи. Выборы депутатов Государственного Совета проводятся на заседании педагогического совета и родительского комитета образовательного учреждения.

Статья 6. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется за счет средств государства.

Статья 7. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты в депутаты Парламента вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования граждан и фирм.

Статья 8. Организация выборов возлагается на Избирательную комиссию. Избирательная комиссия работает коллегиально, открыто и гласно.

Глава II. Выдвижение кандидатов

Статья 9. Кандидат в Государственную Думу и Государственный Совет Парламента выдвигается политическими партиями (общественными объединениями граждан), официально зарегистрированными в Министерстве юстиции. Решение о выдвижении кандидата принимается большинством голосов данной партии (общественного объединения). Политическая партия (общественное объединение) может выдвигать кандидата, не состоящего в членах этой партии.

Статья 10. Список кандидатов в Государственный Совет Парламента выдвигается общественными объединениями педагогов и родителей.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право выдвинуть себя как независимого кандидата в Парламент. Для этого нужно получить поддержку не менее 20 граждан республики.

Статья 12. В списке кандидатов, представляемом в Избирательную комиссию для регистрации, указывается: фамилия, имя, дата рождения, членство в партии.

Статья 13. Для регистрации независимого кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 20 граждан. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает: фамилию, имя, дату рождения, номер личного дела или данные свидетельства о рождении (российского паспорта).

Статья 14. Список кандидатов с подписными листами и заявлением от кандидатов о согласии баллотироваться по данному списку сдается в Избирательную комиссию в установленные сроки (не позднее одного месяца до дня выборов). Каждому депутату зарегистрированного списка выдается удостоверение о регистрации в течение 3 дней.

Глава III. Предвыборная кампания

Статья 15. Граждане государства, политические партии (общественные объединения) вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты.

Статья 16. Кандидаты вправе использовать средства массовой информации (не более 1 раза в день с оплатой за аренду). Продолжительность эфирного времени одинакова для всех кандидатов (не более 10 минут в неделю).

Статья 17. Политические партии, свободные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы в соответствии с Конституцией республики. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности.

Статья 18. Кандидат в Государственную Думу Парламента обязан пройти предусмотренные процедуры испытаний и проверок, предусмотренные Положением о рейтинговой оценке качеств и достоинств кандидата.

Статья 19. В процессе предвыборной кампании устанавливается рейтинг каждого кандидата в зависимости от результатов его участия в предусмотренных процедурах. Данные о рейтинге кандидатов еженедельно собираются, обобщаются, анализируются и сообщаются социологическим центром через средства массовой информации.

Статья 20. Предвыборная кампания проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается в день перед выборами. В день выборов агитация запрещена.

Глава IV. Регистрация избирателей

Статья 21. За месяц до дня выборов Избирательная комиссия начинает регистрацию граждан в качестве избирателей. Включение в списки избирателей осуществляется только при предъявлении документа, подтверждающего личность гражданина.

Статья 22. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, должен расписаться в списке избирателей о том, что он знает, когда и как будут проходить выборы.

Статья 23. За неделю до проведения выборов Избирательная комиссия заканчивает регистрацию граждан в качестве избирателей.

Статья 24. Составленные списки заверяются членами Избирательной комиссии с указанием точного количества зарегистрированных избирателей.

Глава V. Голосование

Статья 25. Голосование проводится с 12-00 до 16-00 часов в день, назначенный Парламентом (в первый год - Избирательной комиссией).

Статья 26. Каждый избиратель по предъявлении паспорта гражданина получает бюллетень с двумя списками фамилий: кандидатов в Государственную Думу и Государственный Совет Парламента. В списках напротив каждой фамилии указывается название политической партии (общественного объединения граждан), выдвинувшей данного кандидата. Это нужно, чтобы избирателям было легче ориентироваться при осуществлении выбора.

Статья 27. О выдаче бюллетеня в общем списке избирателей делается отметка, а гражданин, получивший бюллетень, расписывается о том, что он лично получил избирательный бюллетень. Получение бюллетеня за другое лицо не допускается.

Статья 28. Заполнение бюллетеня производится в отдельной кабине, где присутствие другого лица не допускается.

Статья 29. В списке кандидатов избиратель ставит «плюс» в пустом квадрате напротив фамилии каждого кандидата, за которого отдает свой голос. Избиратель должен самостоятельно выбрать одну фамилию в каждом списке: кандидатов в Государственную Думу и кандидатов в Государственный Совет Парламента или поставить знак в графе «Против всех».

Статья 30. После того как избиратель сделал выбор, он должен опустить свой бюллетень в избирательную урну.

Глава VI. Определение результатов выборов

Статья 31. Выборы считаются состоявшимися, если в них принимает участие не менее 50% избирателей, зарегистрированных Избирательной комиссией в качестве избирателей.

Статья 32. Если в списке избирательного бюллетеня будет отмечено более одной фамилии, то такой список признается недействительным, а если все три списка недействительны, то и весь бюллетень признается недействительным. Недействительным считается также бюллетень, в списках которого не отмечена ни одна фамилия.

Статья 33. Депутатами Государственной Думы Парламента становятся 15 кандидатов, получившие простое большинство голосов.

Статья 34. Депутатами Государственного Совета Парламента становятся 7 кандидатов, получившие простое большинство голосов.

Статья 35. Итоги выборов публикуются Избирательной комиссией.

Глава VII. Избирательная комиссия

Статья 36. Для проведения предвыборного марафона и организации выборов Парламентом создается Избирательная комиссия в составе 5 человек.

Статья 37. На первом заседании Избирательной комиссии избираются ее председатель и секретарь, который ведет и хранит всю необходимую документацию: списки регистрации кандидатов в Президенты и в Парламент, протоколы о выдвижении кандидатов от политических партий и подписные листы, ведомость выдачи удостоверений о регистрации кандидатов, списки регистрации избирателей, все протоколы и акты (осмотра урны и ее опечатывания, вскрытия урны, подсчета голосов, уничтожения неиспользованных избирательных бюллетеней).

Статья 38. Для организованного проведения голосования Избирательная комиссия нанимает по контракту необходимое количество служащих, которые после соответствующего инструктажа в день проведения голосования выдают избирательные бюллетени гражданам.

Статья 39. Бюллетени выдаются строго по утвержденному Избирательной комиссией списку. Оставшиеся не использованными бюллетени возвращаются в Избирательную комиссию и уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.

Статья 40. За час до начала выборов урна опечатывается членами Избирательной комиссии в присутствии независимых наблюдателей. Об этом составляется протокол, в котором указывается, что урна осмотрена и была пустой. Затем урна устанавливается на доступное для избирателей место. За ней устанавливается контроль одного или двух независимых наблюдателей в течение всего времени голосования.

Статья 41. После голосования урна вскрывается членами Избирательной комиссии, и подсчитываются голоса, поданные за каждого кандидата.

Статья 42. Результаты голосования оформляются протоколом, в котором указывается: количество выданных избирателям бюллетеней, количество бюллетеней, обнаруженных в урне, из них число бюллетеней, признанных недействительными, количество голосов, отданных избирателями за каждого кандидата. Протокол подписывается всеми членами Избирательной комиссии и независимыми наблюдателями.

Глава VIII. Апелляция в случае нарушения Закона о выборах

Статья 43. В случае нарушения положений настоящего Закона кем-либо из членов Избирательной комиссии или другим лицом любой гражданин или объединение граждан вправе обращаться с апелляцией в Верховный суд.

А.С.ПРУТЧЕНКОВ,

доктор педагогических наук, профессор АПК и ПРО МО РФ;

С.В.КРИВЕНКОВ,

МООДиМ «Новая цивилизация»;

О.В.СОЛОДОВА,

соискатель Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, Орловский областной ИУУ

Окончание следует