Юлия Васильевна Ремнева признается, что поначалу профлидеров отпугивало само название «кружок» - уж больно оно напоминало о советских временах и занятиях марксизмом-ленинизмом. Но постепенно руководители районных, городских и первичных организаций преодолели неприятие. Два положительных фактора помогли делу: руководители кружков были свободны в выборе форм работы, а обком профсоюза стал координатором этой деятельности. Председатель Брянского областного комитета профсоюза Анна Голубева, опытный организатор кружков в своем регионе, предостерегала коллег от поспешности - лучше понемногу включать в кружковую работу профорганизации, чем пытаться охватить ею сразу всех.

В январе 2000 года будущие руководители кружков прошли обучение, а уже в сентябре с экспертизой и советами приехали представители шведского профсоюза учителей, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Анна Ивановна Голубева. Гости оценили работу как успешную. Теперь Тамбовщина отчитывается о деятельности кружков дважды в год, в области проходят оценочные семинары - своеобразный экзамен для хозяев, школа кружкового опыта для гостей. Оценки эксперты и коллеги ставят положительные. В учреждениях образования стало меньше конфликтных ситуаций. Каждая неприятность разбирается на заседании кружка, в ходе ролевых игр обязательно находится выход из любого сложного положения. Каждый член профсоюза обеспечен информацией, а несоюзные «товарищи», поняв, что здесь дают знания, которые дорогого стоят, бегут писать заявление с просьбой принять их в профессиональное сообщество. Сейчас планируется включение в кружковую работу студентов, родителей и даже учащихся.

Сегодня Тамбовская областная организация предлагает провести конкурс «Профсоюзный лидер Центрального федерального округа» - к состязанию уже готовы десятки руководителей профорганизаций разных уровней.

Мнения

Мы поможем загранице

- Мы жалеем, что не вступили в проект раньше, чуть помедлили с этим. Однако кружки в наших первичных организациях заработали очень энергично, к нам приезжали перенимать опыт коллеги из Астраханской области. Сейчас у нас работают 11 кружков.

Самое интересное, что теперь не только мы учимся у своих шведских коллег, но и они перенимают наш опыт. Когда мы спросили у шведских учителей, почему для эксперимента они выбрали Россию, те объяснили: в 90-е годы Профсоюз работников народного образования и науки заявил о себе как о сильной общественной организации, к тому же это неформальное объединение, в котором обсуждение проблем идет коллегиально.

Любовь ВЕДИЩЕВА, председатель Никифоровской районной организации профсоюза

И тогда мы посчитали налоги...

- У нас часто идут дискуссии о том, стоит ли проводить занятия в виде шоу, спектакля, музыкального представления. Ежедневно, конечно, их устраивать невозможно. Однако даже я, сухарь-математик, раз в году такое кружковое занятие готовлю. Учителя очень устают, и хотя бы здесь они должны психологически разгружаться. Когда мы начинали кружковую работу, занятия проходили раз в месяц, а сейчас собираемся по желанию: нужно людям выяснить тот или иной вопрос - кружок в сборе. Прихожу как-то, а в коридоре сидят техслужащие, ждут. Говорят, что проводят техсовет, но я им нужна. Техсовет оказался тем же самым кружком, в ходе которого мы выясняли проблемы с отпусками. С тех пор для них кружковые занятия проводятся отдельно.

К одной и той же теме мы порой возвращаемся несколько раз, пока не придем к выводам. Если сами не можем решить проблему - призываем на помощь специалистов. Год назад одна учительница была в декретном отпуске, но пришла разбирать ситуацию с выплатами за строительство дома. Мы разобрались, и ей удалось получить компенсацию! В этом году она попросила опять собраться и обсудить, как ей выгодней распорядиться деньгами.

Анна ЗАЦЕПИНА, учитель математики, председатель профсоюзной организации Турмасовской средней школы Мичуринского района

Двадцать семь смелых

- Наша организация насчитывает 3100 членов профсоюза. В 2002 году мы вступили в пилотный шведский проект. Кружки созданы в 27 первичках. Самые активные кружковцы у нас работают в школе № 11 города Мичуринска.

Любовь ДУБИНИНА,

председатель Мичуринской городской организации профсоюза

Школа лидеров

- Председатель профсоюзного комитета школы Наталья Александровна Щербинина - душа коллектива, всегда и помощь окажет, цитируя наизусть статьи Трудового кодекса РФ, и чисто по-человечески посочувствует, посоветует, делясь житейской мудростью. Собственно, Наталья Александровна и была инициатором того, чтобы на базе профорганизации школы в 2002 году был открыт кружок под названием «Наши права».

Кружок собрал единомышленников, людей творческих, неравнодушных, открытых для экспериментов и инноваций. Если вначале он насчитывал всего шесть человек, то теперь - два десятка. В наш кружок в полном составе влилась профсоюзная организация расположенного по соседству детского сада.

Директор нашей школы Елена Дмитриевна Нечаева занимается в кружке вместе с нами, под ее руководством 50 членов трудового коллектива, абсолютное большинство которых входит в профсоюз.

Профсоюзная работа не затихает ни на один день, всегда есть что обсудить, рассмотреть на заседании кружка. Не случайно девизом кружковцев стали такие слова: «От взаимодействия - к взаимопониманию». Кружок - это не только доступная форма обучения и повышения правовой культуры педагогов, но и возможность пообщаться, обменяться мнениями. Занятия в кружке формируют лидерские качества у рядовых членов профсоюза.

Формы проведения занятий - деловая игра, решение ситуационных задач и многое другое. Мы стараемся так строить заседания кружка, чтобы они были не только полезными, но и яркими, запоминающимися.

Мы планируем создать компьютерный банк данных по вопросам деятельности профсоюзных организаций, расширять деловые партнерские связи для обмена опытом с участниками проекта, обучать руководителей кружков на семинарах, издавать справочную литературу. Информацию о нашем кружке мы разместили на сайте Тамбовского центра Федерации Интернет Образования. И, конечно, нас информационно поддерживают газета «Мой профсоюз» и сайт ЦК профсоюза.

Елена ВЕСЕЛОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы № 11, г. Мичуринск

Живое слово

- Наша районная организация вступила в российско-шведский пилотный проект в 2001 году. Вначале мы подключили 5 первичек - наших «правофланговых». Председатели этих организаций входили в состав президиума райкома профсоюза, хотели учиться. Оставалось направить их на областной семинар с участием представителей профсоюза учителей Швеции и координаторов из ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Затем мы провели районный семинар с руководителями кружков, на котором шел конкретный разговор о темах и методах проведения занятий и о плане обучения членов профсоюза на первое полугодие. Такими были наши первые шаги.

В марте 2001 года на заседании президиума райкома профсоюза с участием руководителей кружков и председателя областной организации Юлии Ремневой мы отметили, что первые шаги сделаны в правильном направлении, тут же были внесены конкретные предложения по использованию дополнительных средств и методов обучения профсоюзного актива и рядовых членов профсоюза.

В мае, по окончании учебного года, завершились и занятия в профсоюзных кружках. Прощаясь с нашими слушателями перед каникулами, мы задали им такие вопросы:

- Есть ли польза от профсоюзной учебы?

- Хотели бы вы продолжить обучение в кружке?

- Что бы вы пожелали своим коллегам по работе, не охваченным профсоюзной работой?

Ответы слушателей помогли нам сделать вывод, что члены профсоюза положительно относятся к профсоюзному обучению сами, а также желают своим коллегам включиться в это интересное дело.

В 2002 году в проект вступили еще три организации. В ноябре того же года было проведено заседание президиума райкома с участием председателей райкомов и горкомов профсоюза области, а также представителей шведского профсоюза учителей и координатора проекта из ЦК профсоюза Валентины Леонтьевны Зиновьевой. На этом заседании руководители кружков отчитывались о работе, отмечали положительные результаты и намечали пути устранения недостатков. Все говорили о том, что, конечно, через СМИ сейчас поступает очень много информации, но живое слово товарища, коллеги, доходчивое объяснение самой трудной проблемы вызывает живой интерес слушателей.

Президиум райкома профсоюза отмечает, что слушатели кружков активнее участвуют в рассмотрении вопросов, связанных с социально-экономической защитой прав и интересов членов профсоюза. Изучение Трудового Кодекса РФ позволило учителям узнать основные права и обязанности работников, порядок выплаты компенсаций, установления льгот, условия оплаты труда и так далее.

Для более успешной работы тамбовский обком порекомендовал нам создать координационный Совет, который бы оказывал методическую помощь руководителям кружков и координировал их деятельность. Мы разработали положение о Совете, которое утвердил обком. В этот Совет вошли два председателя райкома и горкома профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций и руководители кружков, всего семь человек. На заседаниях Совета, которые проводятся по мере необходимости, мы знакомимся с нормативно-информационной документацией, методическими статьями, опубликованными в газете «Мой профсоюз», а также в печатных изданиях нашего обкома - газете «Профсоюзная жизнь» и «Профсоюзном вестнике».

На заседаниях координационного Совета изучается опыт профсоюзной учебы в первичных профорганизациях. Наиболее удачные занятия, проведенные в кружках, после всестороннего анализа рекомендуются другим руководителям. На наш взгляд, такая форма работы очень полезна. Мы постоянно в курсе того, что происходит в коллективах.

Мы говорим о положительном опыте, накопленном за четыре года. 80% первичных профорганизаций стали участниками российско-шведского проекта, повысилась активность членов профсоюза. Газета «Мой профсоюз» выписана во всех 43 организациях и даже стала настольной газетой начальника районного отдела образования. Ну а над недостатками мы работали, работаем и будем работать.

Валентина СОЛОВЬЕВА, председатель Мичуринской районной организации профсоюза

Опыт

Да, да, нет... да!

В кружке под руководством учителя истории Никифоровской школы Светланы МЕДВЕДЕВОЙ его участникам прежде всего предлагается оценить, насколько они решительны. Для этого необходимо заполнить специальную анкету: ответить «да» или «нет».

1. Сможете ли вы легко приспособиться на старом месте к новому стилю работы, правилам, существенно отличающимся от привычных вам?

2. Быстро ли вы адаптируетесь в новом коллективе?

3. Способны ли высказать свое мнение публично, даже если знаете, что оно противоречит точке зрения вашего руководителя?

4. Если вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли вы без колебаний перейти на новую работу?

5. Склонны ли вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и отыскивать подходящую для данного случая отговорку?

6. Объясняете ли вы обычно причину своего отказа от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными «смягчающими» причинами?

7. Сможете ли вы изменить свое мнение по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?

8. Вы читаете чью-то работу, мысль ее верна, но стиль изложения вам не нравится - вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с вашим мнением?

9. Если вы увидите на витрине вещь и она вам очень понравится, купите ли вы ее, если даже эта вещь не так уж и необходима?

10. Можете ли вы изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?

11. Планируете ли вы заранее свой отпуск, не полагаясь на случай?

12. Всегда ли вы выполняете данные вами обещания?

Определите число набранных вами очков по таблице

№№ вопроса Да Нет

№ 1 3 0

№ 2 4 0

№ 3 3 0

№ 4 2 0

№ 5 0 4

№ 6 2 0

№ 7 3 0

№ 8 2 0

№ 9 0 2

№ 10 0 3

№ 11 1 0

№ 12 3 0

0-9 очков: Вы не очень решительны. Постоянно и по любому случаю долго и мучительно взвешиваете все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхаете с огромным облегчением. Прежде чем решиться на какой-то шаг, долго советуетесь и... решение часто принимаете половинчатое. На собраниях предпочитаете отмалчиваться. Но не пытайтесь оправдать это вашей «врожденной» осмотрительностью. Нет, чаще всего это трусость. С вами сложно жить и работать. Мало того, на вас трудно положиться. Вы можете подвести. Конечно, перековать характер непросто, но можно. Начните с мелочей, рискните принять решение по собственному разумению - оно вас не подведет.

10-18 очков: Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, с которыми нужно справиться сию минуту. Колеблетесь только тогда, когда для решения есть достаточно времени, вот тогда вас начинают одолевать разные сомнения. Больше полагайтесь на свой опыт. Он подскажет вам, как правильно действовать.

19-28 очков: Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой вы подходите к изучению проблемы, и, главное, опыт помогают поступать быстро и правильно. Полагаясь на себя, вы не игнорируете советы других, хотя прибегаете к ним не так уж часто. Но не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых вы недостаточно компетентны.

29 и более очков: Нерешительность - неведомое для вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснять чье-либо мнение. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, а не вы. Такой метод работы подавляет инициати

ву подчиненных, воспитывает в них нерешительность. Все это не на пользу делу, наносит серьезный ущерб психологическому климату в коллективе, мешает работать. Нет, вам неотложно надо менять стиль своей работы.