Любовь ПОЛУБЯТКО, зав. отделом учреждений профессионального образования и науки ЦК профсоюза:

- В период между двумя съездами профсоюза наш отдел провел в регионах 22 семинара, чтобы проанализировать и обобщить опыт работы вузовских профсоюзных организаций в условиях реформирования системы образования. Результаты этой работы мы публиковали на сайте, в информационных бюллетенях, в газете «Мой профсоюз».

В ходе семинара-совещания в Краснодарском крае мы провели анкетирование участников, позволившее сделать некоторые выводы. Самое интересное, что два проректора, как видно из анкет, не знают, есть ли в их вузах коллективные договоры, а два председателя профсоюзных организаций указали, что в их учебных заведениях такого документа нет.

Между тем социальное партнерство за четыре последних года стало основной формой работы по защите прав сотрудников и студентов. Сегодня хорошие коллективные договоры имеют уже 92% вузов. Среди лучших - колдоговор Сибирского государственного технологического университета (Красноярск), который стал законом высшего учебного заведения.

Ни для кого не секрет, что у нас хорошо выстроена вертикаль социального партнерства. На федеральном уровне есть законодательство о коллективных договорах и соглашениях, Трудовой кодекс РФ и целый ряд других документов. Работает Российская трехсторонняя комиссия, в которую входят представители работодателей, Правительства РФ и профсоюзов. Заключается Отраслевое соглашение, которое подписывают министерство и Профсоюз работников народного образования и науки. Для ректора вуза и председателя профсоюзной организации это основополагающий документ. Коллективные договоры учебных заведений не могут содержать гарантии, заниженные по сравнению с Отраслевым соглашением и трудовым законодательством. Колдоговор может только улучшить условия работы и материального положения преподавателей и сотрудников вуза.

По сути сегодня Российский союз ректоров стал работодателем, и во многих территориях он уже представлен в комиссиях по заключению трехстороннего регионального соглашения. Необходимо, чтобы и на уровне Российской трехсторонней комиссии РСР представлял нашу отрасль вместе с профсоюзом.

Сегодня бюджетную сферу в РТК представляет один министр Зурабов, между тем на уровне комиссии решаются очень важные и глобальные вопросы не только финансирования, но и реформирования профессионального образования.

В городах и регионах действуют свои трехсторонние соглашения, в которых также участвуют три стороны: власть, работодатели и профсоюзы. Есть хорошие постановления губернаторов по высшей школе, есть региональные законы по образованию в отдельно взятых территориях. Но есть и пробелы, которые усугубляет 122-й закон. Однако, несмотря на это, Правительство Москвы приняло постановление, посвященное работе с вузами. Сегодня в стадии принятия подобного документа находится Екатеринбург.

ЦК профсоюза был инициатором создания лаборатории анализа коллективных договоров и соглашений. Она работает на базе Рязанской радиотехнической академии. Благодаря ее деятельности мы можем оценить, как улучшается качество коллективных договоров.

Сергей КУЗИН, председатель Московской городской профсоюзной организации:

- В Москве уже несколько лет заключается трехстороннее Соглашение между правительством города, городским комитетом нашего профсоюза и Советом ректоров. Оно по-разному называется, но суть его остается прежней - улучшение социально-экономического положения работников и студентов столичных вузов.

У каждой стороны есть свои обязательства. В частности, в последнем соглашении, заключенном на 2003-2006 годы, Правительство обязалось предусматривать в бюджете столицы средства на оказание помощи государственным вузам, сохранять льготные тарифы на тепловую и электрическую энергию для учебных заведений, а также вместе с Советом ректоров ежегодно определять потребность города в молодых специалистах с высшим образованием для возможного трудоустройства выпускников, желающих работать на предприятиях и в организациях столицы.

Совет ректоров порекомендовал руководству вузов разрабатывать программы развития с обсуждением их в трудовом коллективе, осуществлять строительство, реконструкцию, техническое переоснащение вузовских объектов, внедрение новой техники, в том числе, приобретенной за рубежом, а также включать представителей технической инспекции труда профсоюза в состав комиссий, принимающих вводимые в эксплуатацию объекты вузов, а также комиссий по расследованию несчастных случаев с тяжкими последствиями.

Кроме того, руководству вузов и профкомов рекомендовано включать в коллективный договор в качестве приложения внутривузовскую программу по повышению эффективности использования энерго-, тепло- и водоресурсов. Привлекать представителя профсоюзной организации к подготовке предложений по направлениям расходования финансовых средств вуза. Обеспечить условия для исполнения трудовых обязанностей и соблюдения Правил внутреннего трудового распорядка, укрепления производственной и учебной дисциплины.

Профсоюз оставил за собой право использовать свою организационную структуру для знакомства работников и студентов с отраслевым соглашением, уставом вуза, правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, проводить разъяснительную работу для выполнения положений всех этих документов, осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового и социального законодательства.

Принципиально важно, что мы решили совместно участвовать в разработке и реализации двух программ - «Молодежь Москвы» и «Социальная защита населения».

Правительство взяло на себя обязанность предусматривать в бюджете города средства на доплаты профессорско-преподавательскому и учебно-вспомогательному составу. При этом размер выделяемых ассигнований определяется ежегодным Постановлением Правительства Москвы и Совета ректоров. Формально профсоюз в этом документе не обозначен, но мы участвуем в его подготовке, контролируем его выполнение, а я вхожу в состав президиума Совета ректоров.

После принятия 122-го закона у нас не было проблем с материальной помощью федеральным вузам со стороны бюджета субъекта РФ. Но если раньше в этих постановлениях указывалась фиксированная сумма помощи каждому профессору и преподавателю, то в последние годы запись стала такой: распределение средств внутри вуза - прерогатива ученого совета. Поскольку у нас во всех вузах председатели первичных профсоюзных организаций входят в состав ученых советов, мы всегда в курсе того, как распределяются деньги.

Вадим ДУДИН, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки:

- Москва создала прецедент на уровне отдельного субъекта РФ, предложив свой вариант софинансирования вузовских программ в новых условиях. В других регионах этот вопрос до сих пор стоит довольно остро. Сейчас активно прорабатывается идея поддержки вузов в виде помощи конкретным студентам и преподавателям как физическим лицам.

Елена БАРМИНА, председатель профсоюзного комитета Московского технического университета «Станкин»:

- В нашем университете уже давно заключается коллективный договор. Последняя его редакция была принята в декабре 2003 года. Мы постарались учесть все новые положения Трудового кодекса РФ, положительный опыт других вузов, который был нами изучен. И в результате, как мне кажется, получился документ, позволяющий решать довольно много социальных проблем.

Каждый год при принятии бюджета вуза профкому сотрудников выделяется 5 миллионов рублей. Один миллион в условиях потери соцстрахования мы тратим на оздоровление сотрудников - выделяем материальную помощь на приобретение санаторных путевок, учитывая, как в советские времена, не только работников университета, но и членов их семей. В среднем мы компенсируем 70% от стоимости путевки. В прошлом году по льготным путевкам отдохнули около 100 человек.

Еще одна большая статья расходования внебюджетных средств - это добровольное медицинское страхование. От советских времен осталась система, когда доктора и кандидаты наук были прикреплены к поликлиникам Минздрава РФ. Теперь эти поликлиники буквально на последнем издыхании. Перед нами встала задача оказания медицинской помощи работникам вузов. Три года назад мы запустили программу добровольного медицинского страхования. В мае нынешнего года мы заключили договор на 2,5 миллиона рублей и охватываем этой программой 355 человек. Люди получают полис и в течение года получают высококачественные услуги в хороших ведомственных поликлиниках Москвы - помощь на дому, амбулаторное и стоматологическое обслуживание. Программа, которая действовала на протяжении двух лет, включала еще и госпитализацию.

Примерно 500 тысяч рублей ежегодно уходят на оказание материальной помощи. На основании решения Ученого совета мы оплачиваем похороны работника - 15-20 тысяч рублей, а если умирает родственник сотрудника, работающего в университете, то оказываем помощь в размере 7,5 тысяч рублей.

Если человек не охвачен добровольным медицинским страхованием, но переживает период болезни и нуждается в поддержке, он может подать заявление на имя ректора и получить материальную помощь в размере 3-5 тысяч рублей.

Еще 500 тысяч рублей мы тратим на доплаты нашим работникам за нагрудные знаки и почетные звания. Кроме министерских, университет имеет и свой отличительный знак - «Ветеран труда МГТУ «Станкин». Человек, получивший его, ежемесячно получает 10% прибавки к окладу.

Владимир ДАВЫДОВ, председатель профкома Уральского политехнического университета:

- После выхода 122-го закона мы предприняли у себя в регионе попытку заключить соглашение нового типа, используя при его разработке помощь вузовских юристов и специалистов областной организации профсоюза.

С какими подводными камнями мы столкнулись в этой работе? Во-первых, все юристы попытались убедить нас в том, что Совет ректоров - это не сторона работодателей, а потому не может заключать подобные соглашения. Мы вышли из положения так: подписывает соглашение председатель совета, но все ректоры ставят под печать свои подписи. Этот вопрос на уровне областного правительства удалось снять, хотя отдельные юридические конторы еще пытаются с нами спорить по этому поводу.

Вторая сложность была связана с пресловутым 122-м законом. В пункте 2 соглашения предусмотрено обязательство в области поддержки и развития материально-технической базы, образовательной деятельности вузов. Все юристы и экономисты в один голос утверждали, что на образовательную деятельность по губернаторским заказам перечислять деньги невозможно. Нам дали ответ руководители Федерального агентства по образованию: существует генеральная лицензия, по которой область имеет право осуществлять государственный заказ на подготовку специалистов для своих нужд и напрямую перечислять деньги в вузы.

Есть еще один механизм, позволяющий материально поддерживать вузы, - проведение специальных программ через областную Думу. Используем мы и научные договора: если в феврале 2005 года была стопроцентная блокировка финансирования, то теперь наука получает заказы от области на выполнение тех или иных работ.

Николай ГЛУШКО, председатель Томской областной организации профсоюза:

- В нашей области по соглашению между губернатором и Министерством образования третий год идет эксперимент: отрабатывается механизм ипотеки, возможности строительства домов, общежитий, финансирования научных разработок.

Например, мы построили квартиры по программе «Жилье для молодых ученых» (средства выделяло министерство, использовались деньги вузов и сотрудников) и по программе «Жилье для молодых семей» (средства области, муниципалитетов и самих работников). Через год будут подведены итоги эксперимента, и тогда, вероятно, этот опыт можно будет распространять в других регионах.

Борис АКИШИН, председатель профсоюзной организации Казанского государственного

технического университета:

- Последние пять лет мы ведем с правительством Республики Татарстан конструктивный диалог. Благодаря этому нам, например, удалось сформировать программу строительства жилья для работников бюджетной сферы.

Построены три дома, при этом квадратный метр жилья для бюджетников стоил 3 тысячи рублей. А сегодня, когда заканчивается строительство нового дома, он стоит 4,5 тысячи рублей при общей стоимости 10 тысяч. Даже для преподавателя такая покупка по силам.

В нашем вузе, как и в других, существует социальная строка во внебюджетной части коллективного договора. Около 5 миллионов рублей нам удалось записать на социальную поддержку. Молодым кандидатам наук, преподавателям выдаются беспроцентные ссуды на пять лет в размере 250-300 тысяч рублей для первоначального взноса на строительство жилья. В прошлом году мы выделили восемь таких ссуд, и восемь человек тут же включились в строительство. Это помогает сохранять кадры. Основное условие получения ссуды - преподавательская деятельность в вузе. И многие молодые люди остаются, не уходят в коммерческие организации.

Геннадий ПОПОВ, председатель профсоюзной организации Воронежской государственной технической академии:

- Мы относимся к коллективному договору как к документу, который выражает намерения администрации и профсоюзной организации. Будут ли выполнены эти намерения - большой вопрос. Как показывает практика, в большинстве случаев они остаются на бумаге. Мы же решили провести эксперимент - смотр социального партнерства, в ходе которого деятельность всех вузов была проанализирована на предмет социальной обстановки в коллективе. Разработанное нами положение о смотре содержит два больших раздела: первый - что коллектив дает ректорату, второй - что ректорат дает коллективу. Это система показателей, которая включает и обеспечение санаторно-курортным лечением, и статистику по заболеваемости, и многие другие вещи.

Что же выявил этот смотр? Оказалось, что даже в вузах одного региона ситуация совершенно разная. Так, анализируя средний уровень зарплаты в вузах Воронежской области, мы выяснили, что разница составляет полтора раза. При этом вузы соизмеримы и по размерам, и по направленности своей деятельности. Далеко не всем такие результаты понравились. Когда мы представили итоги смотра в Совет ректоров, первое, что нам предложили, - отложить обсуждение этого вопроса. Оно не состоялось и по сей день.

Тем не менее, я считаю, что подобного рода смотр социального положения вузовских коллективов нужно распространить на всю Россию. Придавая гласности те факты, которые вузы чаще всего скрывают, мы получаем возможность решить многие проблемы, заострить внимание администрации и профсоюзной организации на тех или иных вопросах.

У нас есть система Йошкар-Олинского рейтинга вузов, когда высшие учебные заведения расставляют по местам в зависимости от того, что они дают государству. А теперь давайте предложим ввести систему социальных показателей, которые позволят выяснить, что получает коллектив вуза за свой труд. Иными словами, каким уровнем эксплуатации достигаются те или иные показатели.