Выбор города не случаен - именно здесь лет пятнадцать тому назад начинались сборы тех, кто потом предлагал широкие реформы отечественного образования. Здесь ВНИК, созданный бывшим председателем Гособразования СССР Геннадием Алексеевичем Ягодиным, обсуждал, какими должны быть лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов, какой должна быть экономика образования, насколько автономными и свободными станут вузы и чей заказ будут выполнять ПТУ и техникумы. Здесь, в Сочи, задумывались реформы, которые нынче тревожат образовательное сообщество. Лозунги все те же, только сами реформы теперь по замыслу и структуре совсем иные.

122-й закон серьезно осложнил жизнь сочинских просвещенцев. Мэр города Виктор Колодяжный старается помогать педагогам как может. Уже несколько лет в Сочи существует 15-процентная надбавка к зарплате учителей, и деньги в бюджете города есть. Однако выплата зарплаты и надбавок из бюджетов разных уровней нынче запрещена. Отказываясь от прежних схем, городу придется создавать какие-то новые, искать пути для поддержки бюджетников на прежнем уровне.

Подобная работа предстоит всем регионам, включая Москву и Санкт-Петербург. Причем если чаще всего власти находят возможности поддержать школы и школьных педагогов, то вузы оказываются в более сложном положении. По 122-му закону субъекты РФ и муниципалитеты не имеют права помогать федеральным вузам. Это приводит к тому, что учебные заведения лишаются значительной части средств. А ведь в самое ближайшее время им придется платить налоги на недвижимость, на землю и так далее. Всего, как подсчитали экономисты, около 162 миллиардов рублей в год. Компенсирует ли эти расходы государство, неизвестно. Захочет Минфин - даст деньги, не захочет - не даст. В результате вузы могут обанкротиться, пойти с молотка и быть приватизированными. Новые организационно-правовые формы, предлагаемые реформаторами, позволят это сделать.

Именно эти и многие другие проблемы приехали обсуждать в пансионат «Зеленая роща» представители ректорского сообщества и региональных вузовских профорганизаций. Им предстояло выслушать представителей Федерального агентства по образованию и специалистов ЦК профсоюза, разобраться в происходящем и попробовать предсказать, что принесут предлагаемые реформы системе образования.

Несмотря на то, что в те же самые сроки в Белгороде Российский союз ректоров проводил свое мероприятие с участием министра образования Андрея Фурсенко, на семинаре-совещании в Сочи собралось так много участников, что работать пришлось в огромном кинозале. Зал расположен практически в подвале, и холод в нем был просто арктический. В то время как за стенами здания стояла жара, участникам семинара приходилось натягивать на себя свитера, чтобы не замерзнуть. Впрочем, очень скоро в зале стало жарко от дискуссии по поводу тех новшеств, которые ждут вузы. Несладко пришлось работникам Федерального агентства, которые держали ответ не только перед профессурой, но и перед студентами-профлидерами. Они весьма строго спрашивали и о низком размере стипендий, и о стипендиальном фонде, и о том, почему был сорван зимний отдых, и о многом другом. Студенты интересовались по большей части вещами экономическими, финансовыми, и стало понятно, что финансисты вузов им плохие помощники - и законов не знают, и выходов из трудных ситуаций искать не хотят. Вот и приходится председателям студенческих профкомов заниматься вещами, в которых они не разбираются - и не должны разбираться, - финансами, налогами и прочим. А ведь по словам представителя агентства Елены Гончаровой, даже опытные экономисты и юристы не всегда могут правильно трактовать статьи закона №122. К слову, выяснилось, что фактически они и права не имеют на свои трактовки - Минфин строго требует, чтобы все следовали духу и букве его методических указаний.

На третий день совещания, словно почувствовав накал страстей, природа разразилась дождями. «Холодный душ» отрезвил многих, участники семинара четко поняли, что высшую школу спасет только социальное партнерство вузов и профсоюза, который всегда защищал интересы преподавателей и студентов. В рамках семинара-совещания состоялся весьма интересный разговор по проблемам социального партнерства, ставший, по сути дела, мастер-классом по обмену опытом. Оказалось, что даже в самые трудные времена профсоюзные организации вместе с ректорским корпусом находят варианты поддержки коллективов.

Каждый вузовский коллектив как может борется за свои права. Но для того чтобы эта борьба стала плодотворной на всероссийском уровне, на V съезде профсоюза было решено создать Координационный совет председателей вузовских профсоюзных организаций (КСП). Это решение поддержано во всех вузах. Вопрос лишь в том, кому доверить представительство в совете. Об этом много говорили на семинаре-совещании. Причем обсуждались не конкретные фамилии, а принципы: каково должно быть представительство от крупных вузовских центров, как должны быть представлены региональные и муниципальные вузы, кто станет отстаивать интересы педагогических вузов, как поступить, когда в систему вузов, подведомственных Федеральному агентству, придут сельскохозяйственные, медицинские, транспортные и прочие высшие учебные заведения.

Обсуждался и вопрос о составе Студенческого координационного совета (СКС). О нем шел разговор на импровизированной «студенческой секции» семинара-совещания под руководством заместителя председателя профсоюза Вадима Дудина. Студенческие профлидеры обсуждали проекты документов, в которых будет прописано, по какому принципу делегируются члены СКС, как они должны работать и как их можно будет отзывать в случае необходимости.

Разъезжаясь по домам, многие ректоры не раз восклицали: «Теперь мы разобрались во всем, все поняли!» Конечно, они получили немало информации с легкой и надежной руки профсоюза. Но это, как говорится, только половина дела. Ректорам предстоит еще осмыслить эту информацию, определить свою позицию и доказать серьезность своих намерений в процессе социального партнерства. Хватит ли им твердости, смелости, убежденности в справедливости своих требований, покажет время.