Она предусматривала несколько пунктов: развитие региональной политической и правовой культуры; распределение демократических ценностей и гражданского мышления; преодоление низкого уровня знаний граждан о политической системе и политических процессах; информирование граждан о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти; развитие процесса формирования региональной гражданственности, политического участия населения в жизни региона.

25 декабря 2002 года была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Чайковский региональный научно-методический центр развития политической культуры».

Этому предшествовала планомерная творческая работа педагогов города в рамках регионального отделения ассоциации «За гражданское образование»:

Ноябрь, 1994 год - обсуждение на городском методическом объединении преподавателей истории, права и естествознания проблемы гражданского образования и формирования политической культуры учащихся в средней образовательной школе.

Май, 1995 год - начало творческого научно-методического сотрудничества с Межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование» и «Учительской газетой».

Март, 1997 год - совместный семинар РАО Института общей педагогики - кандидат педагогических наук Н.Воскресенская, ДИМЦ ГОО «Содержание и методы политического образования».

1999-2001 годы - участие преподавателей обществознания в конференциях и семинарах Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» в городах Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Новоуральск.

1994-2002 годы - проведение методических занятий для преподавателей обществознания по проблемам политологии.

1999-2002 годы - проведение апробации индивидуально ориентированного курса «Мой выбор» в ряде школ города.

1998-2002 годы - разработаны, изданы и апробированы учебные пособия И.Долининой «Основы политологии», «Основные положения Конституции РФ», «Я выбираю». Издавались институтом усовершенствования учителей Удмуртской республики; Чайковским управлением ОиПО при поддержке председателя Законодательного Собрания Пермской области Н.Девяткина; избирательной Комиссией Пермской области.

Учителя школы города успешно применяли изданные Межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование» пособия: «Мы народ... Российская Конституция», «Гражданское образование: содержание и методы преподавания», «Выборы в демократическом обществе», «Живое право». Методические разработки И.Долининой, В.Имайкиной, Е.Сокруто, О.Талызина опубликованы в приложении к «Учительской газете» «Граждановедение». Учащиеся города участвовали в областных олимпиадах по праву и обществознанию, конференциях НОУ. Антон Долинин был финалистом IV, V и VI всероссийских олимпиад по общественным дисциплинам и избирательному праву. Алексей Романов, студент Чайковского технологического института (филиала ИжГТУ), стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческих рефератов по теме «Права человека: механизмы реализации». Награжден грамотой Министерства образования и дипломом «Учительской газеты». Проведено диссертационное исследование И.Долининой по проблеме формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания.

В апреле прошлого года в городе Чайковский состоялся семинар для лидеров политических партий, общественных и молодежных объединений «Политическая культура Прикамья: проблемы и перспективы». В нем приняли участие комитет по региональной политике Законодательного собрания, ученые Пермского государственного университета и представители областной администрации. Среди многих положительных отзывов звучали и скептические высказывания: семинар нужный и полезный, но он ничего не изменит и незачем так много сил тратить на его проведение. Спорить не о чем, действительно, один семинар ничего не изменит. Но потому и принят названный закон Пермской области, чтобы не отдельные яркие акции будоражили сознание, а была система мер по формированию политической культуры гражданского типа. И следующим крупным событием стал гражданский форум «Молодежь и политика». Участниками его были победители конкурса студенческих и ученических работ в области граждановедения и избирательного права.

Конкурс проводится в соответствии с решением Пермской областной избирательной комиссии и направлен на реализацию мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Цель его - выявить талантливую молодежь, способствовать распространению знаний о гражданском обществе и избирательном праве, правовому обучению избирателей Пермской области, тем самым повышать профессиональную подготовку организаторов и референдумов.

Задачи конкурса были: привлечь молодых людей к становлению и развитию гражданского общества в России; популяризировать идеи необходимости преодоления политического абсентеизма; способствовать осознанию населением необходимости участия в выборах и референдумах как основного механизма реализации демократии.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Лучшая работа среди учащихся 10-11-х классов в форме минисочинения «Я - гражданин России».

Лучшая работа среди учащихся профессиональных учебных заведений и студентов вузов в форме эссе «Моя гражданская позиция».

В рамках конкурса проводится номинация политического плаката и карикатуры.

А также форум: возможность каждого быть услышанным. Школа уважения и терпимости. Способ преодоления безразличия. Способ приобщения к политическому процессу.

«Дорогой друг! Ты растешь и постепенно, шаг за шагом, становишься гражданином нашей страны. Тебе предстоит идти по жизни с главным документом - паспортом и выполнять Основной Закон - Конституцию Российской Федерации. Какой будет твоя жизнь и судьба Родины? Это зависит не только от того, научишься ли ты жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Будущее начинается сегодня».

Такое напутствие было написано в буклете для участников гражданского форума «Молодежь и политика». Открывая его, координатор конкурса, кандидат педагогических наук, член правления Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» И.Долинина заметила, что подобная акция впервые проводится в нашем городе, и выразила надежду, что она станет нормой общественной жизни города.

Конечно, такое важное событие не могло пройти без депутатов Законодательного собрания Пермской области от нашей территории: Николая Андреевича Девяткина и Виктора Александровича Чичелова.

Николай Девяткин, председатель Законодательного собрания Пермской области, обратился к участникам форума: «Я лично рад тому, что к принятой программе развития политической культуры подключились не только специалисты, но и ребята: учащиеся и студенты.

Темы письменных работ интересные и важные, и самое главное, что готов каждый прочувствовать свое отношение к той или иной проблеме, к той жизни, в которой мы сегодня находимся. Хочу поблагодарить ребят, педагогов, организаторов конкурса. Думаю, что результатом должно стать ваше активное вхождение после окончания образовательного заведения в политическую жизнь. Верю и надеюсь, что кто-то из вас станет депутатом, кто-то станет главой администрации, возглавит одну из ветвей власти на территории Пермской области и России. Мы прекрасно понимаем, а вы должны осознавать, что будущее Чайковского, будущее Пермской области, будущее России за вами. Я желаю, чтобы вы это осуществили в своей практической жизни».

- Формальные возможности современной российской молодежи реализовать свой потенциал в политике достаточно высоки. В составе электората нашего общества доля молодежи составляет 24 процента, - сказал во вступительном слове В.Михайлов, председатель городского комитета по молодежной политике. - Участие в выборах - важнейший факт, характеризующий гражданскую позицию и политическую культуру человека. Опросы молодежи показывают, что выборы - не есть демократическая процедура участия народа в определении судьбы страны, региона, а лишь инструмент борьбы за власть между политическими лидерами, которая не учитывает интересов общества. Однако анализ списков избирателей, принявших участие в выборах, этот нигилизм опровергает: 18-30 лет в них приблизилось к 60 в последние годы. Не может не тревожить ориентирование на агрессивно-силовые модели поведения части молодежи, отчаявшейся чего-либо достичь, потерявшей социальные ориентиры. В сложившейся ситуации необходимо остановить эти негативные тенденции, принять радикальные методы по качественному улучшению положения молодежи, воспитанию культуры здорового образа жизни, смене ценностных приоритетов на содержащие высокий уровень гражданственности и патриотизма.

Валерий Михайлович поблагодарил собравшихся за участие в форуме, которое подтверждает, что есть в Чайковском молодые люди, не стоящие на обочине общественной жизни, пытающиеся вникать и как-то решать ее проблемы и вопросы.

Любопытное исследование провела студентка Чайковского технологического института Ксения Спицына. Несмотря на юный возраст, Ксения - участница трех избирательных компаний. Прошла путь от распространителя агитационных материалов до члена территориальной избирательной комиссии.

«Прежде чем говорить о подготовленности молодежи к политическому участию, необходимо рассмотреть понятие политического участия как такового.

В широком смысле политическое участие осознает право гражданина играть определенную роль в принятии политического решения, в узком смысле слова - это право гражданина контролировать правильность и точность выполнения властью принятых решений.

Без политического участия граждан невозможно реализовать политико-правовые нормы, заложенные в Конституции РФ, такие, как правовое, демократическое государство, многопартийность, разделение властей, и многие другие.

Говоря о политической культуре Прикамья, необходимо рассмотреть готовность нашей молодежи к политическому участию. На наш взгляд, здесь заключается большая проблема, которая в будущем, если ее не разрешить, станет еще более серьезной. Молодежь занимает важное место в экономической и политической жизни общества, ее доля составляет около 20 процентов всего населения РФ.

С целью анализа участия современной молодежи в политической жизни города нами было проведено исследование путем анкетирования студентов вузов старших и младших курсов по выбранным критериям. Анкета состоит из трех разделов:

1. Заинтересованность событиями политической жизни общества.

2. Готовность к участию в политической жизни.

3. Умение взаимодействовать с государством и обществом.

В нашем исследовании значение имеют не абсолютные цифры, а разница в оценочных суждениях студентов I и IV курсов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что существуют различия в их суждениях.

Прежде всего это различие ощущается в отношении к политической жизни общества. Так, на I курсе всего 32 процента опрошенных студентов заинтересованно относятся к политическим событиям, а на IV курсе - 45.

Четверокурсники заявляют, что 45 процентов из них обсуждают проблемы дома и с друзьями, а на I курсе таковых всего 23 процента. Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что их мнение рационально, в достаточной степени аргументированно и не подвержено эмоциональному влиянию со стороны своей социальной группы. Что касается готовности участвовать в политической жизни общества, то на I курсе их насчитывается 26,5 процента, а на IV - 53. О своем понимании необходимости сменяемости власти на I курсе заявляют 26 процентов, а на IV - уже 54 процента, но при этом студенты высказывают мнение, что сам принцип им понятен, но в выборах они участвовать не хотят. Возможно, это связано прежде всего с тем, что молодежь не доверяет власти, не верит в честность выборов, не видит в них смысла или просто не знает за кого голосовать.

При анализе анкет нельзя также не учитывать и психологические, субъективные факторы. Так, например, вызывает сомнение высокий процент опрошенных студентов, утверждающих, что они способны находить компромисс, что свидетельствует о несколько завышенной самооценке.

Поведение молодежи во многом связано с тем, что власти уделяют недостаточно внимания привлечению молодежи к политическому участию, что дает возможность другим субъектам политики более свободно влиять на ее сознание. Для молодых людей в целом характерно желание найти свое место в жизни, но не всем это удается, что создает условия для распространения разного рода экстремистских сил. Они вступают в разные националистические группировки, не осознавая их опасности. К сожалению, эти явления имеют место в нашем городе.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что молодежь в нашем городе в недостаточной степени готова к политическому участию. Поэтому именно она, как никакая другая возрастная группа, нуждается в том, чтобы ей уделяли более пристальное внимание, особенно в вопросе формирования политической культуры гражданского типа».

В диалоге высказали свое мнение и старшеклассники.

Алексей Гаркушин, 11-й класс, школа № 8:

- Конечно, если в стране не происходит никаких выборов, то про нее можно сказать, что она недемократична. Но и если выборы проводятся регулярно, это еще не говорит о том, что в стране существует демократия. Может быть так, что выбирать не из кого. Если всмотреться, то за разными биографиями баллотирующихся, за их имиджем и лозунгами скрывается одна и та же сила, и она намного могущественнее тех выдвинутых на авансцену политиков - они просто марионетки в ее руках. А выборы - просто спектакль, который, в сущности, никому не нужен, но без него люди будут чувствовать себя ущемленными, а так вроде все по-честному, все по закону. Все это, конечно, льстит, где любой, независимо от своей принадлежности и взглядов, может в реальности выдвинуть свою кандидатуру, являясь при этом не просто статистом, а полноценным участником выборов.

Человек всегда должен стремиться к совершенству как в личной жизни, так и в жизни общества, а выборы - неотъемлемая часть общественной жизни. Поэтому, чтобы не было «мучительно больно», избиратель должен понимать, что главным признаком демократического государства является подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их исполнении, и он может формировать это «большинство».

В нашей стране соблюдение прав зависит от того, как ведет себя гражданин, в отношении которого ведутся какие-то противоправные действия. Если он безразличен сам к своей судьбе, то другие тем более будут безразличны. Кроме того, соблюдение прав зависит от знания этих прав: если гражданин ведет себя неуверенно, боязливо, то сразу видно, что он не владеет необходимыми знаниями, а значит, в отношении его можно провести любые действия, он не сможет возразить.

Анна Булыгина, 11-й класс школы № 3:

- Я считаю, что в настоящее время в нашей стране демократии нет. Даже в прессе недостаточно уделяется внимания вопросам политической сферы, которые волнуют народ. На прилавках киосков можно увидеть в основном издания развлекательного характера или те, в которых идет откровенная реклама или антиреклама конкретных чиновников и политиков. Полноценной и объективной информации нет.

Скорее всего, в стране сейчас правит бюрократия. Все законы правительство разрабатывает с учетом своих интересов, не учитывая при этом интересы народа. И законы порой больше мешают людям жить нормально, нежели содействуют тому.

В период избирательных кампаний особенно активизируются различные общественные и политические силы, создаются различные блоки, которые стараются манипулировать общественным сознанием, ориентируясь в том числе на неподготовленную молодежь. Это хорошо известно А.Новикову, управляющему делами горадминистрации, которому по роду своей деятельности приходится участвовать в проведении выборов властных структур на всех уровнях. «Большую роль в том, чтобы вы свой выбор делали осознанно, - сказал он, - и должны сыграть приобретенные знания: законов, политических и общественных блоков, кандидатов, выдвигаемых ими. Обычно побеждает в этом марафоне тот, кто в первые три месяца правильно организует предвыборные шоу. Это время, когда и вы можете заявить о себе как политическая и общественная сила, пока недостаточно мощная.

Но есть потенциал, и это показал конкурс, целью которого было выявить талантливых учащихся и студентов и способствовать, в том числе уже с их помощью, распространению знаний о гражданском праве. В оргкомитет поступило более 60 творческих работ, сообщила член жюри преподаватель правоведения ЧГИФК Л.Гребенщикова. Наиболее активное участие в конкурсе приняли учащиеся школ №№ 2, 3, 4, 8, 11, Марковская и села Уральское. Работы сельских школьников оказались очень удачными - колоритными, яркими. Жюри отметило высокий исполнительский уровень культуры представленных работ, как письменных, так и художественно-графических. В последних особенно хорошо заявили о себе четвертая и восьмая школы. Из средних специальных учебных заведений участник - Промышленно-гуманитарный колледж, а вузы представлены немногочисленными работами студентов института физкультуры и Чайковского филиала Ижевского государственного технического университета.

Конкурс проводился по трем номинациям. В первой - на лучшую работу среди учащихся 10-11-х классов в форме мини-сочинения «Я - гражданин России» - первое место заняла Галина Варламова, ученица 11-го «Б» класса школы № 8; второе - Анна Булыгина, 11-й «В» класс школы № 3; третье - Ирина Кулябина, 10-й «В» класс школы № 11, в номинации «Моя гражданская позиция» победной признано эссе Антона Долинина, студента технологического института, второе место присуждено Константину Котомину и Дмитрию Лобанкову, студентам института физической культуры. Среди политических и карикатур лучшим признан плакат «Построим своим бюллетенем будущее» Светланы Кудрявцевой и Ксении Овчинниковой из школы № 11, на втором месте - Любовь Тельнова, Екатерина Луканина и Анастасия Белаева с плакатом «Я знаю счастье, я знаю, саду цвести». И на третьем - плакат «Будущее в наших руках» Вероники Калинкиной, самой юной участницы конкурса, из школы села Уральское.

В оценке творческих работ конкурсантов жюри придерживалось принципов научности содержания, а также способности излагать или отображать в рисунке свои мысли, умение выражать и аргументированно обосновывать собственную точку зрения. С этих позиций удостоились поощрения также работы Елены Яшиной из Марковской школы, Евгении Бобылевой из школы № 4 и Эльвиры Шарифуллиной из школы № 4. На форуме участники были услышаны друг другом, а изобразительные работы увидены и оценены всеми.

Дипломы лауреатов конкурса и памятные подарки в виде замечательных книжных изданий победителям и их педагогам вручили высокие гости форма - председатель Законодательного собрания Пермской области, Н.Девяткин, депутат Законодательного собрания Пермской области, член комитета по региональной политике, генеральный директор ООО «Пермтрансгаз» В.А.Чичелов. Они благодарили участников и организаторов конкурса, выразили надежду, что он в будущем станет более массовым и поможет активному вхождению молодых людей в политическую жизнь страны. Виктору Александровичу, признавшему, что он тоже некогда увлекался плакатной графикой, предложили в ответ поучаствовать в своей работе и, конечно, поддержкой моральной и материальной, в издании брошюры, в которой будут собраны работы участников гражданского форума «Молодежь и политика». Действительно, только так смогут познакомиться с ними, принять или поспорить с мнениями однокашников другие учащиеся и студенты.

К форуму приурочено такое важное событие в жизни каждого гражданина России, как получение паспорта - документального подтверждения российского гражданства. В канун Дня Конституции РФ паспорта семи лучшим представителям учащейся молодежи были вручены вместе с брошюрой Основного Закона Российской Федерации. Вручили их заместитель главы городской администрации В.Черепанов и начальник городского управления образования В.Казаков.

- Мы собрались здесь, такие разные, - сказала в заключение форума Е.Иванова, еще один член жюри конкурса, - но все мы объединены одним: мы - граждане России. И еще, как я поняла из конкурсных работ и сегодняшних выступлений, здесь, на конкурсе, собрались люди, уже обладающие в какой-то степени чувством гражданственности, - и призвала развивать его и распространять, ведь за молодыми будущее города, области, страны.

Как координатор конкурса и форума, считаю необходимым выразить особую признательность депутатам Законодательного собрания. Виктор Чичелов оказывал организационную и материальную поддержку нашим акциям. И, конечно, не могли эти события состояться без поддержки председателя Законодательного Собрания Пермской области. Все участники форума отмечали особую доверительную атмосферу состоявшегося диалога. Было очевидно, что встретились люди неравнодушные.

Ирина ДОЛИНИНА, директор «Чайковского регионального научно-методического центра развития политической культуры», доцент ЧНИФК