Дело в том, что и Анапа, и родной город Алексея находятся в Краснодарском крае и родители мальчика стараются привезти своего сына именно в Анапу. Ведь здесь можно не только отдохнуть, поплавать в море, но и приобщиться к истории этих мест.

От своих родителей Алеша знает, что эта анапская земля была когда-то территорией Тмутараканского княжества - окраины русских земель. (И сейчас, когда хотят сказать об очень отдаленной местности, говорят: «Это Тмутаракань»). Позже эти земли были захвачены генуэзцами, которые построили здесь крепость и назвали ее «Мапа» (Анапа). Скорее всего, считают ученые, это черкесское слово (черкесы жили рядом), и означает оно «мыс», «выступ берега».

Когда Алеша закончил шестой класс и опять оказался на анапском побережье Черного моря, он познакомился с такими же по возрасту мальчишками, как и он. Один из них, Бадма, приехал из местечка Утта в Республике Калмыкия, а другой - Миша - из небольшого городка за Полярным кругом Ныда, что в Ямало-Ненецком автономном округе. Ребята целый месяц провели вместе, сдружились и решили, что будут переписываться до следующего лета, а потом вновь постараются встретиться.

Вернувшись в свой родной город, Алексей решил посмотреть по атласу, где же расположены эти необычно звучащие названия городков, в которых живут его друзья. Первое, что он понял, что это разные концы страны: один - на севере, а другой - на юге. Но самое главное было другое - названия территорий, где они находились, расходились с теми, что говорили его товарищи, а именно: Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика и Ямало-Ненецкий национальный округ. Любознательный мальчик обратился к родителям, которые показали ему, что атлас, который он смотрит, старый: издания 70-х годов, а с тех времен изменилось очень многое.

Давайте и мы попробуем в этом разобраться. Дело в том, что административно-территориальная картина нашего государства складывалась постепенно. Как создавался и обновлялся этот «рисунок», можно проследить в историческом прошлом России.

В древнерусском государстве, например, отдельные территории назывались княжествами, при царе Петре I, который для обустройства страны использовал в том числе и опыт европейских государств, Российская Империя разделялась на дистрикты, уезды, провинции, губернии. А при Екатерине II, которая стремилась «сделать свое государство грозным» и сохранить его как великую державу, основными единицами деления стали волости, уезды, губернии. Причем в отличие от петровского времени количество губерний значительно возросло: от 9 до 50 к концу ХVIII века. Интересно, что губернии по площади были разные. Например, Олонецкая губерния по своим размерам превосходила такие государства Европы, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Греция.

Давайте поразмышляем, с какой же целью выстраивалась такая четкая территориальная система государства?

Та же императрица Екатерина Великая отвечает нам следующей фразой: «Малая Россия, Лифляндия и Финляндия суть провинции... Сии провинции... надлежит привести к тому, чтоб они обрусели и перестали бы выглядеть как волки...».

Такие земли, как Малая Россия (Малороссия, или Украина), Лифляндия (Прибалтика), Финляндия, которые в настоящее время являются самостоятельными государствами, в ХVIII веке входили в состав Российской Империи и рассматривались царицей как неотделимая часть ее. Более того, Екатерина заявляет, что их необходимо привести в некое единообразие со всеми территориями, где проживают «русские», имея в виду даже не нацию русских, а всех тех, кто связал уже «испокон веков» свою историческую судьбу с Российским государством. Она убеждена, что вправе так распоряжаться судьбой народов, живущих на окраинах России.

Зачем? Чтобы организовать целостное пространство государства, в отдельные части которого назначаются из центра (то есть императрицей) «государевы люди» для управления, в чьи задачи входит выполнение всех царских указов на местах. В разное время эти государственные чиновники назывались по-разному: наместники, воеводы, губернаторы, генерал-губернаторы, городничие. У каждого из них был свой штат чиновников.

Таким образом, во времена существования Российской Империи сложилась система управления государством на основе административно-территориального деления, при которой вся страна делится на административно-территориальные единицы: области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т.д. - и в каждой из них функционируют свои органы власти и управления, подчиняющиеся центральным, общегосударственным.

Особое место в этой системе занимали города. Они были как центрами административно-территориальных единиц (губерний, областей, районов и т.п.), так и составной частью ее. Возникли на Руси города еще во времена складывания древнерусского государства. Самые крупные из них и известные - это Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск... За всю историю России только несколько городов удостоились звания «Великий»: Великий Новгород, Ростов Великий, Великий Устюг.

А вот в ХХ веке, когда наше государство называлось Советский Союз и в нем проживало более 100 наций и народностей, основой его было национально-территориальное деление, при котором существовали союзные республики, автономные края и округа. Созданы они были по принципу: представителей какой национальности проживало значительное количество на данной территории, по ее названию и создавалась национально-административная единица. Так, к примеру, появились Бурятский или Калмыцкий национальные округа. Но одновременно были и территориальные (территориально-административные) единицы: края, области, районы. По какому принципу образованы современные регионы России? А в США, а в Германии? Каково отличие этих территориальных делений?

Задания

1. Найдите на карте субъекты Федерации со столицами: Республику Калмыкию и Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. К какой административно-территориальной единице относятся названные в тексте параграфа города?

3. Если бы вашему сверстнику из другого государства пришлось написать письмо вам, как подробно ему необходимо указать адрес? Можете «взять подсказку»: страна, республика, округ, край, область, город, район. Что из перечисленного вы использовали?

Татьяна ТУРУНОВА, учитель граждановедения