Сегодня многие политические партии и объединения на волне массового недовольства заменой льгот денежными выплатами стараются укрепить свои позиции в обществе. Когда летом прошлого года у них была возможность вести борьбу против закона или хотя бы за его существенное изменение, они ее не использовали. Единственной силой, которая последовательно вела такую борьбу, был профессиональный союз. Его активные действия по отстаиванию прав работников образования, переговоры с правительством, проведение всероссийских акций протеста в июне и октябре 2004 года позволили организовать обсуждение законопроекта, привлечь внимание к его недочетам политиков, общественных деятелей, а в результате добиться существенных успехов. Во всяком случае именно профсоюз вынудил правительство принять решение о повышении заработной платы работников образования с 1 января 2005 года на 20%, сохранить повышенные ставки и льготы по оплате коммунальных услуг сельским учителям. Успех профсоюза в борьбе за интересы работников образования продемонстрировал авторитет этой организации. Не случайно сегодня многие политические партии хотят правдами и неправдами примкнуть к профсоюзу, а вернее, использовать его авторитет в своих целях. Им трудно понять, почему учителя нынче не присоединяются к протестным акциям, почему в педагогических коллективах сохраняется стабильная обстановка. Как ни странно, это итог работы профсоюза, который вовремя понял, какие действия будут наиболее эффективными в конкретные отрезки времени.

Профсоюз долго и упорно боролся за то, чтобы 122-й закон не был принят. Но раз уж это произошло, сегодня нужно добиваться внесения изменений в документ, которые могут исправить ситуацию. Тут требуется работа не на площадях и улицах, а во властных структурах. Свои предложения о регулировании образовательной политики, о статусе образовательного учреждения и социальной защищенности работников и обучающихся ЦК профсоюза уже внес в Российскую трехстороннюю комиссию и ФНПР.

Сегодня профсоюз работает над законопроектами, предлагаемыми Министерством образования и науки. Эти документы, как правило, вносят существенные поправки в уже действующие законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Работа идет по многим направлениям. Об этом говорила в своем выступлении заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова. В частности, значительное внимание Татьяна Викторовна уделила работе по 122-му закону. Правительство приняло во внимание довод профсоюза о необходимости долевого участия федеральной власти в финансировании зарплаты педагогов не только на федеральном уровне, но и в регионах даже в условиях разделения бюджетных полномочий. Это привело к тому, что во всех территорях России, кроме Дагестана, Ингушетии и г. Москвы, были приняты решения о повышении с 1 января 2005 года ставок и окладов на 20%. Следует отметить, что Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область существенно оторвались от других в оплате труда.

Сегодня профсоюз проводит мониторинг ситуации в регионах. Первые итоги позволяют судить о том, что во многих территориях губернаторы постарались сохранить те льготы, которые были, в частности, у студентов. К сожалению, лишь 30% субъектов РФ в полном объеме приняли необходимые региональные законы, поэтому учреждения образования во многих регионах пока существуют вне правового поля, и это не может не беспокоить.

Итоги реализации 122-го закона будут ежемесячно рассматриваться на заседаниях Российской трехсторонней комиссии. И если сегодня обсуждается исключительно монетизация льгот, то дальше разговор пойдет уже не о «пожарных», а о системных мерах.

Прибавку к заработной плате на 20% можно считать в определенной степени компенсацией роста стоимости жизни в 2004 году. Поэтому, как отметила Татьяна Куприянова, в 2005-м профсоюз намерен добиваться значительного повышения зарплаты.

На недавнем заседании Исполкома ФНПР с участием Михаила Шмакова обсуждался вопрос о повышении размера оплаты труда во всех отраслях. Причем особенно остро эта проблема обозначилась во внебюджетном секторе. Все это нашло свое отражение в документах ФНПР.

Известно, что долгие годы профсоюз в рамках РТК работал с представителями правительства над определением методики исчисления стоимости потребительской корзины. В 2003 году уже было принято согласованное решение, тем не менее из года в год стоимостное выражение потребительской корзины индексируется в смешных размерах - то на 9, то на 4%. Налицо явное намерение правительства, не меняя структуры потребительской корзины, проводить лишь ее индексацию, хотя ясно, что разные темпы роста цен и тарифов ведут к разному росту цен на продовольственные и промышленные товары, а также услуги.

Понятно, что улучшить положение педагогических работников может лишь значительное повышение зарплаты. Эту позицию, кстати, разделяет министр образования и науки Андрей Фурсенко. Недавно состоялась встреча министра с Президентом РФ, в которой также приняли участие глава Миноэкономразвития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Разговор шел о ресурсном обеспечении предстоящего реформирования системы образования. Президент с одобрением отнесся к предложениям о фактическом утроении объемов финансирования отрасли и о приближении срока повышения зарплаты в два раза. Причем Андрей Фурсенко предложил провести это увеличение с 2007 года, а Владимир Путин - с 2006-го. Премьер Михаил Фрадков дал поручение до 21 февраля 2005 года провести расчеты финансового обеспечения, необходимого для реформирования оплаты труда и увеличения зарплаты в образовании в 2006-2008 годах.

Что касается работы над проектом системы оплаты труда, то федеральные министерства и ведомства предлагают самые разные подходы, которые, к сожалению, друг с другом не совпадают. Поэтому обсуждение идет сложно. Единственным материалом, с которым можно работать, остается проект отраслевой системы оплаты труда, подготовленный полтора года назад ЦК профсоюза и бывшим Министерством образования РФ. Доработанный, этот вариант, по мнению профсоюза, принес бы ощутимые результаты и в плане повышения зарплаты, и в плане привлечения кадров в отрасль. Но поскольку сегодня действует новое ведомство, работа начата как бы с чистого листа. Министерство образования и науки планирует завершить ее к декабрю нынешнего года. Нам, отметила Татьяна Куприянова, предстоит приложить немалые усилия, чтобы вместе с министерством принять взвешенное решение и взаимоприемлемую форму отраслевой системы оплаты труда.