Федерация Независимых Профсоюзов России

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.02-2005 г. Москва № 1-2

О требованиях профсоюзов по повышению заработной платы в связи с резким увеличением расходов работников и их семей, ростом стоимости товаров и услуг, реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ

Повышение заработной платы является главным инструментом в решении поставленной Президентом Российской Федерации общегосударственной задачи борьбы с бедностью. Поэтому требование о том, что «работающий человек и его семья не должны быть среди бедных», было выдвинуто профсоюзами в качестве важнейшей задачи на ближайшую перспективу.

Исполнительный комитет ФНПР отмечает, что за все время проведения социально-экономических реформ государственными органами власти так и не была выработана системная политика в сфере повышения качества и уровня жизни населения. За период преобразований не удалось разрешить ни одной проблемы в сфере уровня жизни населения:

Ш вывод минимальной заработной платы на уровень не ниже прожиточного минимума;

Ш ликвидация долгов по заработной плате;

Ш обеспечение достойного уровня оплаты труда, особенно в бюджетном секторе;

Ш сокращение чрезмерной дифференциации в доходах населения;

Ш сокращение доли скрытых (теневых) доходов населения;

Ш обеспечение достойного замещения заработной платы пенсиями по старости.

В настоящее время Правительство Российской Федерации на уровне намерений декларирует необходимость повышения уровня доходов населения, однако практические действия мало этому способствуют.

Так, в ходе коллективных переговоров по подготовке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы не было достигнуто согласия по вопросу приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения.

В конце 2004 года резко затормозился рост реальной заработной платы работников. Правительством Российской Федерации задерживается пересмотр потребительской корзины, предусмотренный Федеральным законом «О потребительской корзине в Российской Федерации», что искажает реальную ситуацию с уровнем бедности в России и позволяет властям заявлять о росте благосостояния населения. Более того, проектом среднесрочной программы социально-экономического развития на 2005-2008 годы предлагается «заморозить» потребительскую корзину до момента, пока «положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности».

Последние решения властей уже ведут к снижению уровня жизни значительной части населения страны. Так, непродуманное и поспешное принятие Федерального закона №122-ФЗ привело не только к протестным выступлениям пенсионеров и других льготных категорий населения, но и к всплеску инфляции в январе текущего года, что отразилось на доходах всех групп населения.

Не решен вопрос о механизме оплаты нерабочих праздничных дней в связи с принятием поправки в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации, чем в результате воспользовались многие работодатели, отказываясь компенсировать работникам потери в заработке.

В проекте среднесрочной программы социально-экономического развития на 2005-2008 годы заложено проведение реформ в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном комплексе, явно ориентируемых на «монетизацию» услуг всех этих сфер деятельности.

С 1 марта 2005 года вводится в действие новый Жилищный кодекс, нормами которого предусмотрена 100-процентная оплата жилищно-коммунальных услуг. Данный документ также был принят без оценки реальной ситуации в сфере доходов населения и возможностей региональных бюджетов по оказанию поддержки населению. В начале года резко выросли тарифы для населения на тепло, газ, электрическую энергию, в результате чего в ряде регионов тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг уже превысили платежеспособный спрос населения.

Исполнительный комитет ФНПР считает, что проводимая Правительством Российской Федерации в последнее время ускоренная «монетизация» всех социальных гарантий и услуг без адекватной политики увеличения доходов большинства населения может привести к резкому возрастанию напряженности и нестабильности в обществе.

В этой ситуации требуется коренной пересмотр политики государства и работодателей в области оплаты труда и социальной защиты населения, незамедлительная соответствующая компенсация работникам и всем слабо защищенным слоям населения потерь в доходах через повышение заработной платы и пенсий.

Исполнительный

комитет ФНПР

постановляет:

1. Членским организациям ФНПР:

Ш инициировать начало коллективных переговоров на всех уровнях по пересмотру размера заработной платы в договорах и соглашениях с учетом расширения платности и удорожания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и других. Добиваться установления в договорах и соглашениях минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума и средней -на уровне, превышающем прожиточный минимум не менее чем в 4 раза;

Ш в двухмесячный срок организовать систематический мониторинг уровня заработной платы членов профсоюзов. Отделам аппарата ФНПР: социально-трудовых отношений и организационному обобщить результаты мониторинга заработной платы членов профсоюзов, входящих в ФНПР;

Ш активизировать переговоры во всех первичных профсоюзных организациях по повышению размеров заработной платы в коллективных договорах. В случае неудовлетворения работодателями основных требований профсоюзов по повышению заработной платы работников начать процедуру коллективного трудового спора, вплоть до забастовок.

2. Руководству ФНПР, представителям членских организаций ФНПР в Российской трехсторонней комиссии:

Ш потребовать от Правительства Российской Федерации включить в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) раздел политики доходов населения, предусматривающий не только борьбу с бедностью, но и достижение цели повышения доходов большинства населения страны;

Ш добиваться внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», одобренного решением Российской трехсторонней комиссии в апреле 2003 года (протокол №3 от 18.04.2003). Учесть при актуализации этого проекта изменения, прошедшие за эти годы в связи с проведением новых реформ:

Ш инициировать переговоры с Правительством Российской Федерации по срокам введения в действие Жилищного кодекса.

Руководству ФНПР от имени исполнительного комитета ФНПР обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением внести изменения в федеральные законы № 95-ФЗ, №122-ФЗ и 201-ФЗ, повышающие уровень жизни и социальные гарантии работников, молодежи и пенсионеров.

Принять заявление Федерации независимых профсоюзов России (приложение № 1).

Принять обращение Федерации независимых профсоюзов России (приложение №2).

Председатель ФНПР

Михаил Шмаков

Приложение №1

к постановлению исполкома ФНПР от 09.02.2005 №1-2

ЗАЯВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

Январский всплеск социальных выступлений, вызванный непродуманной реализацией Федерального закона №122-ФЗ, наглядно продемонстрировал неподготовленность органов власти к социально приемлемому, последовательному переходу на новые отношения государства и населения, к реформам в отраслях, оказывающих социальные услуги населению.

Одновременное проведение денежного замещения натуральных льгот, перехода на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, очередного «планового» повышения тарифов на электроэнергию, тепло, газ вызвало возмущение «льготников» и пенсионеров, отразилось на реальных доходах большей части населения, став причиной ускоренного роста инфляции уже в январе текущего года. За один только месяц цены на потребительские товары и услуги подскочили на четверть от планируемого Правительством РФ и заложенного во все расчеты уровня годовой инфляции. В ряде регионов только стоимость жилищно-коммунальных услуг превысила платежеспособный спрос населения.

Акции протеста населения вынудили государственные власти существенно увеличить расходы бюджетов на денежные компенсации и финансирование социальных услуг. Однако эти пожарные меры не устраняют главной причины пробуксовывания социальных реформ.

Еще больше могут обострить социальное напряжение в обществе намечаемые правительством реформы в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном комплексе. Грядущие реформы этих отраслей, рост цен и тарифов не только «съедят» мизерные прибавки к пенсиям и зарплатам и ударят по карманам большинства работников и членов их семей, но и поставят под сомнение доступность к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, жилью.

Мы видим главную причину социальных «провалов» в отсутствии соответствующей времени и конкретной российской ситуации политики доходов населения, распределения социальной ответственности между государством, работодателями и человеком, согласованной с обществом последовательности проведения социальных реформ. Профсоюзы не могут мириться с таким проведением реформ, которое ведет к деградации человеческого потенциала, качество которого составляет главный ресурс развития любой современной экономики.

Профсоюзы, входящие в ФНПР, настаивают на проведении ответственных трехсторонних консультаций между Правительством РФ, объединениями работодателей и ФНПР с участием представителей Федерального Собрания РФ по направлениям и уровням задач социально-экономического развития России до 2008 года.

Профсоюзы предлагают объединениям работодателей, работодателям конкретных предприятий вступить в переговоры с профсоюзами по повышению заработной платы: минимальной - до уровня не ниже прожиточного минимума, средней - до уровня, обеспечивающего воспроизводство здоровой квалифицированной рабочей силы.

Профсоюзы настаивают на отложении сроков введения в действие Жилищного кодекса.

Профсоюзы намерены бороться за права работников и их семей, используя все законные методы убеждения.

Приложение №2

к постановлению

исполкома ФНПР

от 09.02.2005 №1-2

ОБРАЩЕНИЕ

ФЕДЕРАЦИИ

НЕЗАВИСИМЫХ

ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

По поручению Генерального совета ФНПР в адрес Председателя Правительства Российской Федерации было направлено письмо с изложением мнения профсоюзов, входящих в ФНПР, о необходимости восстановления Министерства труда в структуре Правительства Российской Федерации с возвращением ему функций с учетом потребностей настоящей ситуации: необходимость формирования эффективного рынка труда; эффективных с экономической и социальной точки зрения трудовых отношений, воссоздания систем обязательного страхования и социальной поддержки в новых экономических условиях, в условиях все большей открытости российской экономики, российского рынка труда.

Профсоюзы настаивают на рассмотрении предложений ФНПР о восстановлении Министерства труда.