- «Человек высокой миссии, но с маленькой зарплатой» - так отзываются сегодня об учителе. В нашем сознании он всегда был и остается носителем света и добра. Но жизнь вносит свои поправки. Учитель в современной школе перестает быть носителем глубоких знаний, он превращается в информатора: дал урок - и за школьный порог в поисках хлеба насущного. И если в ком-то еще горит огонек любви и добра, жажда творчества, то это заслуга самого учителя - сильного духом и оберегаемого судьбой. Глядя на беспредел, творимый большими и маленькими чиновниками в самом образовании и вокруг него, невольно напрашивается мысль: хоть кто-нибудь замолвит о бедном учителе слово? Антонина Ивановна, что вы на это скажете?

- Не могу согласиться с мнением, что учитель не является нынче носителем глубоких знаний. Если учителя устраивает роль информатора, то это действительно его «заслуга». Видимо, в силу разных причин он не сумел или не захотел устоять под напором обстоятельств. Убеждена, доброе имя учителя непреходяще. Более того, именно потому, что творчески работающих педагогов значительно больше, система образования не просто выживает, а развивается. И развивается вопреки действиям властей. Иногда диву даешься, как изобретательно власть пытается поставить систему образования на службу себе. Особенно перед выборами. А после них учитель, как правило, остается один на один со своими проблемами.

Больно видеть, как разрушается то лучшее, что с таким трудом сделано умом и талантом многих руководителей образовательных учреждений, творческими устремлениями десятков, сотен учителей. В таких условиях, безусловно, учителю очень сложно оставаться проводником истинных духовных и нравственных ценностей, без чего его роль сводится всего лишь к присутствию. За свои права, а в конечном итоге и за нравственные основы жизни, приходится бороться. Справедливость - не мираж для тех, кто уважает в себе призвание нести людям свет. И профсоюзы, я в этом убеждена, один из немногих общественных институтов, которые способны напомнить властям о существовании законности и справедливости. Напомнить и потребовать исполнения законов.

- И многие так думают?

- Разумеется! В этом убеждает весь опыт работы Калмыцкого отраслевого профсоюза, об этом красноречиво свидетельствовала проведенная отчетно-выборная конференция. Судите сами. «Считаю, что общественные профсоюзные организации вообще, - говорил председатель Целинного райкома Николай Небеснов, - и особенно работников образования, сегодня необходимы, так как другие рычаги защиты социально-экономических прав работников отсутствуют либо действуют слабо». Председатель профкома элистинской СШ № 18, преподаватель математики Татьяна Пчельникова считает, что профсоюзы сегодня являются «скорой помощью» людей труда. Ведущий специалист Октябрьского районного отдела образования Галина Бамбышева утверждает: «Нас, работников образования, правовым знаниям учат не министерства и ведомства республики, призванные к такой деятельности по долгу службы, а профсоюз учителей».

На сегодняшний день профсоюзная организация работников образования и науки является в республике одной из самых многочисленных и объединяет в своих рядах 18 тысяч человек, в том числе 12623 работающих и 5188 студентов. Она охватывает 14 территориальных и 322 первичных профсоюзных организации. Мы находимся на полном самофинансировании, тем самым сохраняем свою независимость от власти.

- Калмыцкая организация Профсоюза работников образования и науки РФ принимала участие в совместных коллективных действиях всего педагогического сообщества страны, в том числе и во всех забастовках, впадая в немилость местных властей. Помнится, журналистам республиканских СМИ не давали никакой возможности прокомментировать происходящие события. Расскажите об участии в последней всероссийской акции, которая проводилась 20 октября минувшего года. Что в результате удалось достигнуть?

- Удалось, к примеру, отстоять минимальный размер заработной платы как единую федеральную гарантию, действующую на всей территории страны. А это особенно актуально для дотационных регионов, к которым относится и Калмыкия. Напомню, что в объеме страны достигнуто соглашение в том, что Российская трехсторонняя комиссия будет принимать единые рекомендации по заработной плате для всех работников бюджетной сферы. И такие рекомендации уже имеются. Мы разослали их во все районы. Эта акция оказала неоценимую поддержку региональным властям, как мы и предполагали. Во-первых, принято решение о дополнительном выделении из федерального бюджета 2005 года 8 миллиардов рублей для депрессивных регионов, а во-вторых, почти 23 миллиарда рублей будет направлено в субъекты РФ при распределении сверхплановых доходов. Думаю, что именно это обстоятельство побудило Народный хурал (парламент) Калмыкии включить изменения и дополнения в Закон РК «Об образовании», а также в Закон « Об оплате труда работников бюджетных учреждений РК, финансируемых из республиканского бюджета». В результате в республике были сохранены надбавки и доплаты к окладам, а также все льготы, которыми пользуются работники бюджетной сферы. А в-третьих, работники образования и студенты, принявшие участие в коллективных действиях, приобрели еще и новый жизненный опыт, который выражается в осознании личной ответственности за судьбу своей профессии и собственное благополучие.

- Когда мы говорим об образовании вообще, то порой забываем о конкретном учителе, нуждающемся в помощи и поддержке, о конкретном школьном коллективе, попавшем в беду...

- Правозащитная деятельность была и остается ключевой для профсоюзов. За последние пять лет реском провел более 50 комплексных проверок по применению трудового законодательства. В результате этих проверок было выдано 16 представлений. За допущенные нарушения ряд руководителей образовательных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности. Меры прокурорского реагирования принимались в 100 процентах случаев обращений из органов профсоюза. Республиканской инспекцией труда по нашим материалам было выдано 8 предписаний руководителям образовательных учреждений об устранении нарушений трудового законодательства. В минувшем году благодаря значительному росту профсоюзных организаций нам удалось создать правовую инспекцию труда с освобожденным юристом, и конкретный учитель сразу же увидел в отраслевом профсоюзе своего заступника. Давайте обратимся к статистике.

В период с 2000 по 2004 год нами направлено в суд около 40 материалов, что на 70 процентов больше, нежели за предыдущие пять лет. Судами рассмотрены 96 процентов исков с участием юриста и других представителей рескома профсоюза. В том числе рассмотрено более 20 дел о взыскании денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию и периодические издания за время нахождения в декретном отпуске. Все иски удовлетворены, а компенсации взысканы с индексацией. В отраслевой профсоюз, к примеру, обратилась преподаватель Элистинской классической гимназии Наталья Очирова. Элистинскому горкому удалось отстоять в суде ее интересы и добиться выплаты 21851 рубля за книгоиздательскую продукцию. Преподавателю этой же гимназии Нине Жарковой горком профсоюза помог отстоять через суд ее право на получение 15-процентной надбавки к зарплате с момента приобретения инновационным учреждением своего юридического статуса. Через суд восстановлена в должности заместитель директора элистинской средней школы № 17 Наталья Хулхачиева. В нашей отрасли создано и действует республиканское объединение работодателей, что, безусловно, даст новые возможности для продолжения социального диалога.

Что касается конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, это один из наиболее сложных участков нашей работы. Как правило, именно в коллективах идет долгий процесс урегулирования разногласий. В нашей практике был, пожалуй, единственный случай, когда директор школы не допустил нашего представителя к проверке норм трудового законодательства. Пришлось через прокуратуру поставить руководителя на место. Был и такой случай, когда в одной маленькой сельской школе две конфликтующие группы создали два профсоюза, и каждая требовала от рескома признания их легитимности. Как всегда, достойный выход из ситуации подсказал закон. А потому большое внимание в своей работе мы уделяем правовому всеобучу. Обучаем не только профсоюзный актив, но и руководителей образовательных учреждений.

- Создается впечатление, что отраслевой профсоюз только и делает, что борется с властями. А тем временем у вас имеются хорошие примеры социального партнерства...

- Примером удачного социального диалога между профсоюзными организациями и властями могут послужить Городовиковский, Яшалтинский, Ики-Бурульский и Кетченеровский районы. Для многих учебных заведений удалось добиться не только юридической, но и фактической самостоятельности. Это позволило руководителям самим думать над поиском мер морального и материального стимулирования труда учителей. Администрациями двух первых районов приняты решения о 20-процентной надбавке к заработной плате членам президиума райкома профсоюза и 10-процентной надбавке каждому председателю профкома.

В Кетченеровском районе приняты, можно сказать, беспрецедентные в республике меры по закреплению руководителей школ на селе. Согласно районному Положению о стимулирующих доплатах и надбавках к заработной плате работникам образования директорам сельских школ снижена учебная нагрузка до 6 часов, но в то же время производится надбавка до 40 процентов за инновационные и экспериментальные работы. За качественное выполнение должностных обязанностей и производительность труда выплачивается надбавка до 50%, за удаленность от райцентра - до 30%, за стаж руководящей работы и за особые условия труда (напряженность и интенсивность) - до 20%. В результате заработная плата сельских директоров увеличилась в два раза. Кстати, в состав комиссии по определению размеров доплат и надбавок обязательно входит представитель райкома профсоюза. С главой районной администрации достигнута договоренность о постепенном распространении мер материального стимулирования на всех членов профсоюза в трудовых коллективах.

Таким образом, система социального партнерства в нашей отрасли крепнет и развивается. Поэтому не случайно в работе отчетно-выборной конференции приняли участие представители Правительства РК, городской и районной администраций. Нам необходимо встречаться, чтобы не утонуть во взаимных претензиях и научиться вести конструктивный диалог в рамках строгой законности.