Профсоюз

предупреждал

В принципе происходит все то, о чем еще летом правительство и Госдуму предупреждали профсоюзы, в частности, Профсоюз работников народного образования и науки. Наша газета неоднократно писала о том, что 122-й закон потрясет социальные основы государства и создаст немалые сложности для сохранения стабильности в обществе. Не послушали, не прислушались, теперь пожинают плоды! Но самое интересное, что сбываются и другие наши прогнозы. И «Учительская газета», и «Мой профсоюз» предполагали, что

122-й закон - это мина под губернаторов, что весь гнев народный федеральная власть обратит против руководителей субъектов РФ. Так и получилось. После первых же протестов подмосковных пенсионеров правительство стало обвинять губернаторов в том, что они неправильно исполняют новый закон, а то и вовсе не исполняют. На самом деле еще летом было ясно, что денег на монетизацию у регионов не хватит. Да и вообще посчитать, сколько нужно денег в масштабе России, никто не удосужился. Во всяком случае чуть ли не до нового года в стране не было точного реестра льготников.

Ну а дальше началась сплошная каша. Одни регионы сохранили натуральные льготы, другие частично заменили их деньгами. Денег давали столько, что их хватало на несколько автобусных поездок. Пенсионеры стали бунтовать и утверждать, что их нагло обманули.

Вот-вот взбунтуются и студенты - отменены многие льготы, помогавшие им сводить концы с концами. Не случайно в своем заявлении по поводу 122-го закона Госдума рекомендовала субъектам РФ и органам местного самоуправления сохранить ранее действовавшие правила предоставления проездных документов для школьников и студентов, дающие им право на проезд на городском и пригородном транспорте. Если регионы к рекомендациям не прислушаются, жди студенческих, а то и ученических волнений.

Информация к сведению

Когда мы летом и осенью говорили, что принятие 122-го закона приведет к политической нестабильности, нам не верили. Между тем согласно опросам, проведенным Фондом общественного мнения, 36% россиян считают, что к 2008 году - году президентских выборов - в стране может произойти стихийная уличная революция, а половина опрошенных допускает возникновение столь же масшабных выступлений граждан, какие сопровождали президентскую кампанию на Украине.

Когда мы утверждали, что принятие 122-го закона угрожает рейтингу президента, на нас смотрели с усмешкой. Дескать, причем тут монетизация льгот? Между тем, по опросам граждан, именно на рейтинге президента сказалось принятие 122-го закона. На 5% уменьшилось число тех, кто оценивает его деятельность на «отлично» и «хорошо», на 4% увеличилось число тех, кто оценивает деятельность Путина «плохо» и «очень плохо». Причем за последний год число недовольных выросло в два с половиной раза. 43% граждан Владимиру Путину доверяют, а 21% - не доверяют.

Льготы отменили, денег не дали

Дискуссию в Государственной Думе РФ открыл руководитель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. По поручению Совета Думы комитет запросил в Правительстве РФ и органах госвласти субъектов РФ необходимую информацию для того, чтобы разобраться в случившемся.

- Напомню, что Федеральный закон № 122, который вступил в силу 1 января 2005 года, принимался для того, чтобы привести систему социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой, сделать ее более эффективной и менее коррупционной, для того, чтобы защитить социальные права граждан. Предполагалось, что те люди, которые имели льготы только на бумаге, но нуждались в реальной поддержке государства, получат наконец денежные выплаты и смогут использовать их по своему усмотрению.

На реализацию закона в консолидированном бюджете страны предусмотрено выделение 301,2 миллиарда рублей. Это был сложный закон, который принимался в спорах. Но акции протеста проводятся не в связи со 122-м законом, а в связи с тем, как его положения реализуются на практике.

Мы помним, что в ходе осенней сессии Госдума сразу в трех чтениях приняла закон, позволивший обеспечить выплаты федеральным льготникам еще до наступления Нового года. Обеспеченность Пенсионного Фонда РФ средствами на финансирование выплат составила 100 процентов (8,9 млрд. рублей). Таким образом, 8,5 миллиона граждан, или 60 процентов федеральных льготников получили деньги до 31 декабря 2004 года вместе с пенсией, остальные 40 процентов получают их до сих пор, и эта работа должна быть завершена 26 января. Здесь нельзя винить Пенсионный фонд или органы исполнительной власти, все это укладывалось в систему соответствующих льготных выплат. Проблема, которая возникла, связана с тем, что в ряде регионов натуральные льготы уже отменены, а денег люди еще не получили. К сожалению, эта проблема коснулась значительной части региональных льготников. По информации Генеральной прокуратуры, в ряде субъектов РФ на 1 января 2005 года еще не были приняты необходимые нормативные акты и люди даже не знали размеры тех выплат, которые они получат взамен отменяемых льгот. В некоторых субъектах РФ выплаты были отложены на конец января и начало февраля, тогда как за соответствующие услуги с людей уже 1 января 2005 года требовали денег.

В ряде регионов не обеспечены выплаты компенсаций, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ в отношении ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. По данным Генеральной прокуратуры РФ, на 18 января 2005 года в Коми-Пермяцком автономном округе не завершена работа по выработке порядка реализации прав указанных граждан. В Республике Марий Эл из-за отсутствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта РФ в отдельных муниципальных образованиях не выплачивается денежная компенсация оплаты за проезд на общественном транспорте.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, такова: некоторые субъекты РФ и органы местного самоуправления отменили установленные ими льготы для отдельных категорий граждан, не заменив их денежными выплатами, либо установили указанные выплаты в размере, не компенсирующем утраченные льготы. По информации Генеральной прокуратуры РФ, такая ситуация сложилась в Республике Карелия, Воронежской, Псковской, Саратовской и Тульской областях. По мнению депутатов Государственной Думы, подобные действия органов государственной власти субъектов РФ не соответствуют требованию статьи 153 Федерального закона, согласно которой совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.

Если в начале недели, получая первые сообщения об акциях протеста, мы критиковали главным образом региональные власти, то сейчас необходимо сместить акценты и признать, что отсутствовала достаточная координационная работа исполнительной власти всех уровней. Эти вопросы необходимо было решить заблаговременно. Правительство должно было рекомендовать региональным властям обеспечить заблаговременные выплаты, как это было сделано для 60% федеральных льготников, или отложить отмену натуральных льгот на 1 февраля - на тот момент, когда люди уже получат деньги.

Если говорить о претензиях, которые сегодня предъявляются федеральной власти, то чаще всего они связаны с лекарственным обеспечением. Из некоторых регионов прибывают сообщения о том, что льготные рецепты выдаются с проволочкой, что запасы лекарственных средств недостаточны. Например, в Читинской области запас лекарств равен трем дням вместо двух месяцев. Мы считаем, что этот вопрос должен быть срочно урегулирован.

Не урегулирован и вопрос о предоставлении в полном объеме денежных компенсаций за транспорт военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов. Острое недовольство граждан вызвала бюрократическая волокита, связанная с переоформлением статуса региональных льготников.

Нарекание вызывает еще один факт: целый ряд субъектов РФ осуществляет денежные выплаты льготникам через специальные счета, открытые в уполномоченных банках, что требует от пожилых людей серьезной организационной работы, к которой они не готовы.

Федеральные и региональные власти должны как можно скорее устранить те проблемы и неудобства, с которыми столкнулись наши граждане, и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости, заложенных в 122-м законе.

Необходимый ресурс для этого, с нашей точки зрения, есть.

Статфакт

На реализацию закона

№ 122 в федеральном бюджете предусмотрены следующие средства:

• ежемесячные денежные выплаты - 99,9 млрд. рублей;

• лекарственное обеспечение - 50,8 млрд. рублей (***);

• санаторно-курортное лечение, проезд к месту отдыха и обратно - 9,4 млрд. рублей;

• оплату проезда в пригородном железнодорожном транспорте - 5,8 млрд. рублей;

• обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации - 4,6 млрд. рублей;

• обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла - 11 млрд. рублей;

• оплату жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан - 27,1 млрд. рублей.

Политические

баталии

Однажды Борис Грызлов сказал, что Государственная Дума - не трибуна для политических баталий. Однако обсуждение 122-го закона 21 января 2005 года стало именно политической баталией, в которой приняли участие лидеры всех фракций. Не дали слова только независимым депутатам, что навевает такие размышления: независимых в Думе, видимо, в принципе быть не может.

Геннадий ЗЮГАНОВ,

лидер фракции КПРФ:

- «Единая Россия» вместе с правительством организовала социальный дефолт, который больно бьет по миллионам граждан. Хочу напомнить, что в результате принятия закона № 122 непосредственно пострадало 103 миллиона человек, а если учесть интересы семей, то нет ни одной российской семьи, которая не понесла бы потерь от этого закона. Военные потеряли в среднем по 20 тысяч рублей в год, десятки тысяч из них написали заявление об отставке. То же самое происходит в милиции.

Мы предлагали разумное решение - дайте каждому гражданину право сделать выбор. Если желаешь получать деньги - пожалуйста. Тем, кто живет в деревне, это, может быть, выгоднее. Если человек хочет получать льготы, - оставьте ему льготы. К этому предложению не прислушались.

Вместе с тем сегодня почти все так называемые цивилизованные страны идут по пути введения льгот. Например, в Америке принято 80 социальных программ, там считают выгоднее не раздавать деньги в руки, а целевым образом поддерживать здоровье, физическую закалку, образование и многое другое. А у нас уже в 43 регионах полыхает пожар, десятки тысяч человек участвуют в акциях, и хочу вас уверить, что протест будет нарастать.

Следующая волна будет вызвана отсутствием лекарств. В начале февраля люди получат квитки на квартплату и еще раз возмутятся.

Впереди ситуация еще более сложная.

Правительство сидит на мешке с деньгами и не принимает никаких мер. Как известно, есть 25 миллиардов долларов золотовалютных запасов и 20 миллиардов долларов в Стабилизационном фонде - в целом это больше годового бюджета страны. Можно было бы спокойно решить проблему социальных льгот, но страну поставили на дыбы только потому, что власть уважает граждан и не хочет с ними считаться.

Наша фракция и широкое патриотическое объединение вносит предложение:

• отменить этот антиконституционный, бездарный и провокационный закон,

• вернуть все льготы и предложить каждому гражданину выбор - хочет он получать натуральные льготы или денежные субсидии,

• немедленно принять короткий закон о гарантии прожиточного минимума каждому человеку. Зарплата не может быть ниже прожиточного минимума в соответствующей территории, а квартплата не должна превышать 10 процентов совокупного семейного дохода;

• провести общенациональный референдум о социально-экономическом курсе, потому что тот курс, который проводится сегодня, не принимает три четверти населения.

Мы настаиваем на отставке правительства. В 1998 году после финансового дефолта Маслюков, Примаков и Геращенко три часа сидели на закрытом заседании в Совете безопасности и нашли выход, за восемь месяцев они оттащили страну от края пропасти. Сейчас вы усиленно гоните нас к этой пропасти.

Если правительство не будет отправлено в отставку, если ветви власти не готовы обсуждать совместные пути выхода из этой ситуации, мы будем настаивать на более организованных массовых выступлениях трудящихся, чтобы сформировать Правительство национальных интересов.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ,

ЛДПР:

- Нам надо понять, что льготы несовместимы с капитализмом. Да, в Америке они есть, имея бешеные деньги, они помогают неимущим гражданам. Мы же находимся на первом этапе капитализма, когда процветает самая зверская, самая гнусная, самая грязная его форма. Где капиталисты брали деньги? В колониях! Мы, наоборот, все выкачиваем из недр и почти за бесплатно отдаем другим. Поэтому, чтобы страну укрепить, нам надо понять, какой она будет. Бить прямо - она будет капиталистической на долгие годы вперед. Никакого социализма. Бесплатных льгот вообще не бывает. А безналичные все остановят - и транспорт, и ЖКХ, и экономику.

Дмитрий РОГОЗИН,

фракция «Родина»:

- Возможно, систему льгот и в самом деле нужно реформировать, но иным, демократическим путем, предоставляя людям возможность выбора. Ведь мы прекрасно понимаем, что льготы, которых сегодня требуют люди, - это их неоплаченный труд, недоплаченные пенсии и стипендии.

Себе, между прочим, льготы не отменили ни члены правительства, ни президент, ни члены Совета Федерации. Решили экспериментировать на «кошечках» - на собственном народе.

То, что мы обсуждаем, - еще цветочки. Впереди нас ждут Жилищный кодекс, реформа образования, здравоохранения. Речь идет о том, что наше государство сбрасывает с себя, как крошки со стола - социальные гарантии, которые раньше были закреплены Конституцией и федеральным законодательством.

Фракция «Родина» выражает решительный протест против отказа государства от социальных гарантий, против лишения оппозиции права голоса и законодательной инициативы, против антисоциального эксперимента над населением, против создания хаоса и предпосылок для возникновения революционной ситуации. Мы категорически возражаем против тупого пиара, который заменяет диалог между властью и обществом.

Мы, безусловно, готовы участвовать в организации вотума недоверия правительству. Однако скорее всего этот вотум ни к чему не приведет. Разве что к солидаризации «партии власти» с правительством. Поэтому мы будем требовать от господина Зурабова, господина Кудрина и всех людей, которые сейчас с ними на этой трибуне, самостоятельной отставки и извинения перед народом. Это издевательство над страной, это удар по престижу государства, президента. Это разрыв всяких отношений между обществом и властью.

Мы требуем введения моратория на 122-й закон, мы требуем отказа от политики приватизации «Единой Россией» Государственной Думы. И до тех пор, пока наши условия не будут выполнены, я по поручению группы депутатов - членов фракции «Родина» - объявляю об организации голодовки в здании Госдумы РФ.

Мы требуем немедленной отставки всего правительства!

Олег МОРОЗОВ,

«Единая Россия»:

- Сегодня мы обсуждаем один из самых серьезных вопросов за всю историю российского парламентаризма. Любая горячность, поспешность, любой непродуманный шаг в этой накаленной ситуации приведут лишь к новым проблемам и усугубят старые.

Есть два извечных российских вопроса, на которые мы должны ответить: «Что делать?» и «Кто виноват?».

У нас нет сомнений в том, что правительство не обеспечило должной подготовки к запуску реформы и провалило первый ее этап. Слова министров о том, что в России никто не проводил преобразований такого масштаба, лишь убеждают нас в этой оценке. Значит, не дооценили масштаб, не просчитали все варианты развития событий, не смогли выработать правильный алгоритм действий.

Есть серьезные просчеты и на региональном уровне. В ряде случаев к выполнению этого закона отнеслись формально, а порой и просто бездумно.

Не снимаем мы ответственности и с себя, просим наших критиков по этому поводу не беспокоиться. Но только и вы, оппоненты, будьте любезны признать, что созданная при вашем участии система мнимого социального благоденствия, система, при которой человек может выжить только тогда, когда ему дадут очередную государственную подачку в виде льготы, рано или поздно все равно рухнет, и рухнет на головы льготников. Мы этого не допустим. Именно в этом мы видим свою политическую ответственность.

Теперь о том, что делать. Нам уже в который раз предлагают закон отменить, а правительство отправить в отставку. Отвечаем: это не выход. Нет, господа министры, вы от нас и от миллионов наших сограждан не отделаетесь, как того хочет оппозиция. Будьте любезны выполнить дух и букву закона, научитесь разговаривать с регионами так, чтобы они вас понимали, научитесь правильно считать бюджетные деньги.

Хочу подчеркнуть, что фракция «Единая Россия» занимает в этом вопросе принципиальную и последовательную позицию. Вы помните, какое количество изменений, согласованных с профсоюзами, ветеранскими организациями, с местными органами власти, было внесено в закон на стадии его обсуждения по инициативе фракции «Единая Россия». Мы голосовали за закон потому, что понимали необходимость предлагаемых социальных реформ. Возврат к старому, по нашему мнению, - это прямой обман тех, кто впервые стал получать реальную денежную компенсацию, тех, кто поверил, что можно достойно жить, не уповая на милость чиновника, распределяющего льготы.

Наша фракция поддерживает закон № 122, мы будем строго контролировать его выполнение и не дадим повода злорадствовать тем, кто рассчитывает на панику. Мы открыты для диалога с обществом и при необходимости готовы вместе с оппонентами вносить коррективы в законодательный и в бюджетный процесс. Мы считаем, что только так можно оказать реальную поддержку тем, кто сегодня смотрит на парламент и ждет от него конкретных действий.

ДУМА

РЕКОМЕНДУЕТ

ПРАВИТЕЛЬСТВУ:

Ш В соответствии с поручением Президента РФ до 1 февраля 2005 года подготовить и внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона, обеспечивающий опережающее повышение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2005 года на 36,5 процента, установив ее в размере 900 рублей;

Ш до 15 февраля 2005 года подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий возможность предоставления через территориальные органы Пенсионного фонда РФ ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ;

Ш провести индексацию ежемесячных денежных выплат соответствующим категориям граждан с 1 августа 2005 года на сумму не ниже коэффициента инфляции за первое полугодие 2005 года;

Ш ввести дифференцированные по субъектам РФ надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающие реальную компенсацию льгот;

Ш поручить Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с региональными энергетическими комиссиями до 1 февраля 2005 года провести проверку обоснованности повышения с 1 января 2005 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь;

Ш решить вопросы о порядке исчисления и выплате процентных надбавок к заработной плате, стипендиям, пособиям для лиц, работающих и обучающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Ш утвердить не позднее февраля 2005 года порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно;

Ш с учетом сложившейся практики назначения и выписки лекарственных средств проанализировать по итогам 1 квартала 2005 года утвержденный перечень лекарственных средств, представляемых соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях, и при необходимости внести в него изменения;

Ш при реализации Федерального закона соответствующим министерствам активизировать разъяснительно-информационную работу в целях доведения исчерпывающей информации до всех категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета;

Ш усилить взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ и постоянно координировать совместную работу по реализации Федерального закона, обеспечив единое социальное пространство.

Кроме того, депутаты обратились к Генеральной прокуратуре РФ с предложением регулярно информировать их о нарушениях социальных прав граждан при реализации Федерального закона, а также поручила Счетной палате РФ провести до 1 апреля 2005 года проверку исполнения положений закона в части, касающейся мер социальной поддержки граждан.

Органам государственной власти субъектов РФ Дума рекомендовала:

• ускорить выплату ежемесячных денежных сумм, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ;

• упростить порядок оформления документов, предоставляющих гражданам право на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ, или предоставления льгот в натуральной форме;

• вести активную разъяснительно-информационную работу по реализации Федерального закона среди граждан.

Государственная Дума порекомендовала органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обеспечить возможность приобретения гражданами, пользовавшимися до 1 января 2005 года правом на бесплатный проезд на общественном транспорте, льготных проездных документов по стоимости, не превышающей размера выплаты, заменяющей данную льготу.