Главным содержанием реформы является переход к социальному страхованию, предполагающему:

• более четкое определение общих и частных пенсионных рисков;

• изменение принципов финансирования;

• введение персонифицированного учета всех застрахованных в масштабе государства;

• ликвидацию неоправданных пенсионных льгот;

• расширение возможностей обеспечения материального благополучия путем введения нового элемента - дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО).

Более того, государственная политика предполагает обеспечение необходимого уровня пенсионных выплат только с учетом дополнительного пенсионного обеспечения из средств работодателя и личных накоплений. Поэтому одним из приоритетных направлений реформы провозглашено становление и развитие профессиональных пенсионных систем (ППС).

Предложения по формированию профессиональной пенсионной системы работников образования РФ были разработаны Министерством образования РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ в соответствии с рекомендациями Госсовета РФ.

Чем вызвана необходимость такого решения, легко догадаться. Если сравнивать материальное обеспечение педагогов с положением работников производственной сферы, то сравнение оказывается не в пользу учителей. Средняя зарплата в промышленности значительно превышает зарплату работников образования, а следовательно, и объем страховой и накопительной частей трудовой пенсии больше. К тому же работодатели в производственной сфере по действующему законодательству имеют право (а для некоторых профессий будут обязаны) перечислять средства на дополнительное пенсионное обеспечение работников. Средняя пенсия учителя сегодня составляет около 1200 рублей. Выжить на эти средства сложно.

Вот поэтому и стоит вопрос о создании профессиональной пенсионной системы работников образования РФ (ППСО), которая сможет взять на себя формирование профессиональной пенсии, дополняющей трудовую. Она будет формироваться на накопительной (страховой) основе за счет средств работодателя, учредителя.

Такой опыт сегодня есть в отдельных субъектах Федерации. Но мы рассчитываем на то, что будет не только добровольная инициатива органов власти, но и законодательно установленный порядок, обязывающий учредителей вносить установленный объем средств на формирование профессиональной пенсии работникам образования.

Это не будет «ноу-хау» нашей страны. В большинстве развитых стран существует практика дополнительного пенсионного обеспечения работников образования. Так, во Франции при размере государственной пенсии педагогов около 55% от зарплаты за счет дополнительной (негосударственной) пенсии общий объем пенсионного обеспечения составляет около 80% от заработной платы.

ППСО позволит решить следующие задачи:

• улучшить социальную защищенность работников в области пенсионного обеспечения;

• закрепить наиболее квалифицированные кадры;

• увеличить приток молодых специалистов;

• реализовать предоставленную законодательством возможность выплаты участнику ППСО накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд.

«Концепция формирования профессиональной пенсионной системы работников образования РФ» одобрена Экономическим советом и руководством Министерства образования и науки РФ. Согласно положениям Концепции, ППСО будет решать две основные задачи:

• обязательное дополнительное пенсионное обеспечение (досрочная профессиональная пенсия);

• добровольное дополнительное пенсионное обеспечение (профессиональная пенсия по старости).

ППСО охватит всех работников отрасли, имеющих минимально необходимый стаж по определенной законодательством профессии (должности).

ППСО - это совокупность прав и обязательств выполняющих различные функции заинтересованных лиц, результатом взаимодействия которых является обеспечение выплаты дополнительной (негосударственной) пенсии работникам отдельных профессиональных групп в нетрудоспособном периоде.

Элементы системы можно подразделить на следующие уровни:

• плательщики взносов - страхователи (вкладчики ППСО) - юридические лица, являющиеся работодателями (учреждения системы образования);

• получатели пенсий - страховщики (участники ППСО) - работники организаций-вкладчиков (учреждений системы образования);

• отраслевой негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - организация, осуществляющая дополнительное пенсионное обеспечение;

• управляющая компания;

• контролирующие органы (государственные и негосударственные).

Выплаты из ППСО в зависимости от условий предоставления и порядка финансирования можно подразделить на досрочные, пенсии по старости и страховые.

Профессиональные досрочные пенсии (обязательные) дополняют досрочные трудовые пенсии. Такие выплаты должны осуществляться с момента приобретения права на досрочную трудовую пенсию. Основания для предоставления досрочных пенсий и момент приобретения права на их получение определяются соответствующим законом. В связи с компенсационным характером финансирование должно производиться за счет работодателя, схема работы - накопительная, размер пенсии зависит от величины накопленной суммы.

Профессиональные пенсии по старости (добровольные) предоставляются пожизненно. Их размер зависит от суммы, накопленной на именном пенсионном счете участника к моменту его выхода на пенсию. Финансирование подобных выплат должно осуществляться работником и работодателем в пропорции, установленной коллективным договором. Схема работы - накопительная.

Профессиональные страховые пенсии (добровольные) рассчитываются страховыми методами. Финансирование таких выплат должно осуществляться в виде ежемесячных взносов работника и работодателя в размере, установленном соответствующим договором для каждого конкретного случая. Взносы формируют пенсионные резервы, из которых в дальнейшем выплачиваются страховые пенсии. Размеры взносов должны быть установлены для каждого региона, учреждения, категории работников с учетом специфики труда, семейного положения, а также производственной статистики за прошлые годы и ситуационного прогноза. К рассматриваемой категории пенсий относятся:

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца;

• пенсия пережившему супругу.

С целью реализации механизмов дополнительного добровольного пенсионного обеспечения Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ был создан негосударственный пенсионный фонд «Евразия-Плюс».

На российском рынке «Евразия-Плюс» - один из немногих фондов, где голос профсоюзов имеет решающее значение, таким образом, участнику этого Фонда обеспечена поддержка и защита профсоюза.

НПФ «Евразия-Плюс» создал агентскую сеть в регионах России. В настоящее время фонд насчитывает свыше тысячи участников.

Его вкладчиком может быть юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. В свою очередь участник фонда - это физическое лицо, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом договора должны производиться выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Учет всех поступающих средств, пенсионных взносов и начисленной части инвестиционного дохода, а также выплату пенсий фонд осуществляет на пенсионных счетах.

Направления вложений активов фонда выбираются таким образом, чтобы надежно защитить средства его участников от инфляционных процессов.

Гибкая система взносов позволяет, систематически делая незначительные отчисления, накопить к выходу на пенсию значительную сумму. Минимальный размер регулярного взноса равен половине минимального размера оплаты труда.

Средства участников фонда инвестируются и приносят доход, который зачисляется на именные счета не только в период накопления, но и в период выплат пенсии.

Работа с корпоративными вкладчиками строится на основании договора, в соответствии с которым предприятие вносит на свой счет пенсионные взносы. Накопления на таком счете увеличиваются за счет инвестиционного дохода в том же темпе, что и у других вкладчиков фонда.

Пенсионная программа любого учреждения реализуется по правилам, определяемым им самим. Оно дает поручение фонду выплачивать ушедшим на заслуженный отдых работникам (участникам) ежемесячную пожизненную пенсию в размере, определяемом учреждением. А фонд выполняет эти поручения в согласованном с корпоративным участником режиме, осуществляя выплаты через филиалы Сбербанка или организуя доставку пенсий на дом по почте.

Учреждение вправе в рамках ресурсов своего счета индексировать пенсии в соответствии с внутренним «пенсионным законодательством», а также распределять (полностью или частично) накопленные на его счете средства по именным счетам конкретных физических лиц.

Заключая договор Вкладчика с НПФ «Евразия-Плюс», вы получаете возможность:

• выбрать приемлемую для учреждения пенсионную схему;

• обеспечить своим работникам дополнительные пенсионные выплаты (помимо государственных) по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности.

Фонд предлагает своим партнерам последние достижения в технологии негосударственного пенсионного обеспечения. Дополнительная пенсия перестает быть просто страховым накоплением, а становится неотъемлемой частью обеспечения в сложные периоды жизни пожилого человека или в случае потери трудоспособности.

Владимир ЛИВШИЦ, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ