Подведению итогов и награждению победителей в одном из красивейших дворцов Cеверной столицы предшествовали дни напряженной конкурсной работы. С 30 ноября по 4 декабря в Санкт-Петербурге проходил финал Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2004».

Членам Российской общественной комиссии, которые оценивали участников, пришлось нелегко. Ведь на лидерство претендовали директора школ, начальники управлений образования, ректоры, профессора и даже член-корреспондент Сибирской Академии наук. Среди таких звездных конкурсантов сделать выбор крайне сложно.

Состязание проходило по двум направлениям. Первое - конкурс руководителей по уровням образования. Его участники прошли три тура: самопрезентацию, педагогический ринг и собеседование. Если с самопрезентацией все более менее понятно, то педагогический ринг на сцене гимназии № 56 Санкт-Петербурга всех заставил поволноваться. На нем встретились сборные участников конкурса и представителей центральных СМИ. Острые темы для обсуждения предлагали журналисты «Российской газеты», «Труда», «Московского комсомольца», «Газеты», журнала «Огонек». Дискуссия разразилась по вопросам организации бесплатного питания в школе, многообразия учебников и методических пособий, обесценивания медалей, коррупции в образовании, введения 12-летнего обучения, ЕГЭ, вступления России в Болонский процесс.

Ощущение настоящего боя создавал традиционный ринг для борьбы, установленный на сцене. В трех углах стояли конкурсанты, в четвертом - атакующий журналист. Рефери следил за регламентом. Гонг заменил школьный колокольчик.

Помимо участников на ринг вышли члены жюри, в том числе директор школы № 109 Москвы Евгений Ямбург, директор 56-й гимназии Санкт-Петербурга Майя Пильдес и ректор Ставропольского регионального государственного педагогического института детства Людмила Редько.

А перед последним испытанием - «Собеседование» участники волновались, как перед экзаменом. На этот раз они предстали перед общественной комиссией один на один. Приходилось отвечать на сложные, каверзные, иногда просто провокационные вопросы. Доказывать свой профессионализм, выдержку, умение «держать удар».

В пятерку победителей вошли Геннадий БАТИЩЕВ, директор средней школы села Гофицкое Петровского района Ставропольского края, Нина БОБРЫШЕВА, директор средней школы №2 ст. Воровсколесская Андроповского района Ставрополького края, Сергей КАМЕНЕВ, начальник лицея милиции при ГУВД Пермской области, Людмила РУЛЕНКОВА, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зеленоградского округа Москвы, Александр ТЕПЛЯКОВ, директор Златоустовского металлургического колледжа Челябинской области. Им были вручены денежные премии в размере 50 тысяч рублей и главный приз конкурса - «Золотое зерцало». Оно представляет собой призму, на гранях которой написан российский Закон об образовании. Во времена Петра I подобное «зерцало» с указами императора было в каждом государственном учреждении России.

Нелегко пришлось и участникам второго направления - конкурса проектов по управлению в системе образования. Авторам пришлось «продавать» свои проекты, доказывать их необходимость, значимость и перспективность потенциальным инвесторам. Покупатели на «Ярмарке проектов» - четыре группы: государство, бизнес, педагогическая общественность и родители. Во всех этих качествах выступали члены Российской общественной комиссии. Но кто сказал, что они не представляют все эти категории? Разве управление университетом не сродни управлению небольшим государством? Три участника стали победителями в этом конкурсе: Алевтина АЛЕКСЕЕВА, доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова (проект «Модель создания в микрорайоне центра семейно-общественного воспитания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение»); Александр КОСТИН, директор профессионального училища № 31 города Узловая Тульской области («Развитие системы начального профессионального образования через поиск подходов к социальному партнерству») и Наталья НАГАЙЧЕНКО, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1 Мурманска («От интеграции основного и дополнительного образования к единству учебно-воспитательного пространства гимназии»). Они получили гранты на реализацию своих проектов и медаль «Золотой жезл».

Еще до объявления итогов мы познакомились с одним из победителей конкурса руководителей - Геннадием Батищевым, директором средней школы села Гофицкое Петровского района Ставрополья. Геннадий Васильевич уверенно шел к победе, его лидерство ни у кого не вызывало сомнений, даже у конкурентов.

- В школе я работаю 19 лет, 15 из них директором, - говорит о себе Геннадий Батищев. - Начинал учителем. Мой основной предмет - история и обществознание. Стараюсь преподавать старшеклассникам, мне нравится работать со сложным материалом, углубленным, а он, как правило, дается именно в старших, профильных классах. Мои воспитанники становились победителями районных, краевых, зональных олимпиад. Я горжусь своими учениками. Горжусь своим коллективом.

- Геннадий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о своей школе.

- Коллектив у нас сравнительно небольшой - 69 учителей, 65-70% из них имеют высокую квалификационную категорию. Средний возраст педагогов - 40-45 лет. Здесь мы имеем серьезное преимущество, так как я считаю этот возраст наиболее продуктивным для работы в школе. Мы стараемся создать условия для профессионального роста учителей, добиваемся повышения зарплаты. Мой главный долг как директора - установить максимально возможную в рамках закона зарплату для каждого своего работника. А в первую очередь тем учителям, которые доверяют администрации, работают над собой, выполняют все наши концепции и задумки. Учителя, которые «тянут» школу, создают ей имидж, показывают хорошие результаты, и зарплату получают хорошую - до 5 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата наших педагогов - 3-3,5 тысячи. В условиях села, когда у семьи есть земельный пай, есть свое зерно, мясо, фрукты, овощи, это совсем неплохо. К тому же цены у нас ниже городских.

- А как обстоит дело с бытовыми условиями?

- Большинство учителей нашей школы неплохо устроены. В годы перестройки многие получили квартиры, так что почти все имеют жилье. Регулярно выплачиваются «коммунальные» (последний год-два задержек нет), и они покрывают 30-40% всех наших расходов на коммунальные услуги. Здесь у нас положение даже лучше, чем у некоторых городских педагогов. Потому что учитель, живущий в маленьком городе, платит по 1000-1500 рублей за коммунальные услуги и никакой компенсации не получает. А условия могут быть и хуже, чем у нас на селе. Гофицкое - бывший райцентр, с тротуарами, с асфальтированными улицами, с развитой инфраструктурой. Село благоустроено: газифицировано, электрифицировано, работает мобильная связь, много каналов ТВ.

- Геннадий Васильевич, в чем залог успешного руководства школой?

- Главное - создать команду единомышленников. Мне помогают пять заместителей, 5-6 руководителей методических объединений (в разные годы по-разному), а за ними - целая цепочка людей. Педагоги объединяются в микроколлективы: по профессиональным и личным интересам, по возрастным особенностям. Это тоже сплачивает коллектив. У нас нет неугодных. Есть люди, которых мы щадим, не обременяем проблемами, выходящими за рамки профессиональной компетенции, даем им возможность вырасти.

Принципиально недовольных у нас тоже нет. Я как профессиональный менеджер не допускаю такой ситуации. Потому что принципиально недовольные люди - это окопная война, которая разрушает коллектив. Педагогический коллектив - это сложная система, и поддерживать в нем хороший психологический климат - важнейшая задача директора. В этом мне помогает психологическая служба, которая работает у нас в школе. Психолог приходит ко мне в кабинет, и с глазу на глаз, при закрытых дверях делает мне замечание, указывает, где я был эмоционален, горяч, невыдержан. И я тут же стараюсь сгладить все острые углы.

- А как работает ваша профсоюзная организация?

- В школе очень сильная первичка, бойкий профактив. Если я что-то начинаю делать не так, они меня поправляют и говорят: вот закон. Я сам член профсоюза, недавно выбран в состав районного комитета. Поэтому отношения у нас партнерские. Мы выработали действенный и сильный коллективный договор, который максимально всесторонне защищает интересы работников. Предусмотрены дополнительные отгулы, надбавки. Обязательно выделяем три дня на самоподготовку: учитель может куда-то съездить, что-то увидеть, почитать, поработать в интернете. Это очень важно. Учитель должен иметь возможность «увидеть свет в окне». Ведь работа у него очень тяжелая.

У нас очень много перерабатывают классные руководители. К сожалению, мы не можем в денежном эквиваленте оценить этот колоссальный труд. Платим по 300-400 рублей за классное руководство. Этого мало, а требований ого-го сколько! Поэтому в коллективном договоре предусмотрены дополнительные дни к отпуску классному руководителю, который не имел замечаний, добросовестно выполнял свои функции.

Это не политика «кнута и пряника». Ни в коем случае. Это современный менеджмент. Это психологические подходы к управлению. Да, я могу оказывать давление, но мое психологическое давление - крайне вынужденная мера. Я стараюсь убеждать людей. Дело-то у нас общее.

- Ваша школа участвовала в недавней Всероссийской акции протеста?

- На призыв к забастовке наши педагоги откликнулись все как один! Школа бастовала, хотя на нас оказывалось давление. Я и сам попал под удар, потому что встал на сторону коллектива.

Как работодатель я не имел права участвовать в забастовке и оставался на своем рабочем месте. Но всей душой был со своими педагогами, с российским учительством. Потому что это была справедливая забастовка, она проводилась в интересах всего общества. Такие акции необходимы. Нам не хватает сплоченности. Нужно укрепить наши связи и сделать профсоюз сильным - это в интересах страны.

NB

«Лидер в образовании» является продолжением конкурса «Учитель года», задача которого - достойно отметить лучших управленцев всей системы образования - начиная от директора детского сада и заканчивая ректором вуза.

Организаторы конкурса - Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, «Учительская газета», Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Федерация Интернет Образования.

Конкурс проводится уже пятый год, и впервые Фондом поддержки российского учительства его финал организован не в Москве. Как отметила заместитель Исполнительного директора Фонда Людмила Епихина, «яркий опыт регионов не всегда можно разглядеть в столице. А в городе на Неве есть чему поучиться! Ведь конкурс - это не только праздник, но и уникальная возможность обменяться опытом с коллегами».

«Лидер в образовании» объединяет в себе «Конкурс проектов по управлению в системе образования» и «Конкурс руководителей по уровням образования». В этом году в оргкомитет поступило 173 заявки. Причем 25 субъектов РФ направили для участия в финале победителей своих региональных этапов конкурса, проведя серьезный предварительный отбор.

10 ноября на заседании Российской общественной комиссии конкурса под председательством ректора Московского городского педагогического университета Виктора Рябова были объявлены 25 финалистов.

На конкурсе проектов экспертная комиссиия рассмотрела 88 работ. Самое большое число материалов было представлено в номинациях «Управление качеством образования» и «Воспитательные системы образования». Часть работ - номинанты по направлениям «Социальное партнерство» и «Информационные технологии в управлении образованием». Проекты по «Экономике в образовании» были представлены только двумя участниками.

В конкурсе руководителей 85 управленцев представили на суд комиссии свои самопрезентации, рекомендации и сочинение «Моя формула успеха». Больше всего участников было из общего (29), профессионального (19) и дошкольного (17) уровней образования.

Перед экспертной группой стояла задача выделить самых талантливых, профессиональных руководителей и наиболее актуальные, значимые для всей отрасли проекты. Выбирая финалистов по уровням образования, эксперты оценивали значимость личного вклада соискателя, его профессиональный потенциал. Главными критериями оценки проектов были их востребованность, действенность, результативность и инновационность.

Партнерами Фонда поддержки российского учительства в проведении финальных процедур конкурса выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга и 56-я гимназия города, которая в этом году стала одним из победителей конкурса «Лучшие школы России».