- Вспоминаю свои первые шаги. 10 сентября 1965 года - для меня незабываемый день. Заведующий роно Николай Степанович Игнатенко, незаурядный организатор школьного дела, рекомендовал профактиву избрать меня председателем райкома профсоюза. На общественных началах. Тогда многие общественные поручения мы исполняли без какой-либо оплаты. И слово «надо» воспринимали как проявление высочайшего доверия. Я согласился. Все же педстаж - 9 лет. Да и работа моя была у всех на виду. Словом, избрали меня председателем, вручили печать и штамп. А что дальше? Все, как сговорились, твердили одно и то же: действуй! Познавай! Не боги горшки обжигают! Так-то оно так. Но все же с чего начать?

Поехал в обком. Председатель Ляля Михайловна Шугурова во многочасовой беседе «обрисовала» задачи. Посоветовала, как действовать на первых порах. Она так бережно относилась ко мне, будто боялась, что сбегу. У меня же с каждой минутой беседы появлялась уверенность. Осознавал, что справлюсь, - столь конкретны были советы. А когда предложили поездку на Алтай с делегацией омичей, обрадовался, как мальчишка. Еще бы! Познакомиться с практикой соседей - лучшего на первых порах быть не может. По возвращении взялся все перестраивать. Профсоюзные собрания рекомендовал проводить, как тогда было модно, «по липецкому методу». Сам организовал подписку на периодические издания. В те времена каждый учитель на свою зарплату мог свободно выписать все, что необходимо. Газету «Труд», журнал «Профсоюзы», «Библиотечку профсоюзного активиста» и другие издания стали получать многие профактивисты. Успехи нашей организации заметили в партии. Мою работу отметили ценным подарком - механической бритвой. Сейчас с улыбкой воспринимаются такие вещи, а тогда... Словом, поддержка меня окрылила. А общественная работа председателя райкома увлекла на всю жизнь.

Были ли ошибки? Да, жизнь преподносила свои уроки. Все быстро привыкли к тому, что парень «крутится», везде бывает, черновой работы не боится. В итоге поручений и поставленных перед райкомом задач стало еще больше. Вопросы социального страхования, культурно-массовая работа, охрана труда, оздоровление членов профсоюза (а в профсоюз раньше входили все работающие в отрасли), отдых детей и другие дела занимали все рабочее время. А еще документы, постановления, справки... Устав обязывал строго по плану проводить профсоюзные собрания, производственные совещания, президиумы, пленумы райкома. О доме совсем забыл. Понял свою ошибку после беседы с секретарем райкома партии Иваном Дроздовым. Иван Петрович заметил: «На все одного тебя не хватит. Есть ведь президиум, хороший состав райкома. Поровну распределяйте поручения - большего достигнете».

Собрал актив, посоветовались. Пришли к решению создать комиссии из членов райкома по направлениям деятельности. Райком оживился. Помню, как председатель производственно-массовой комиссии Лариса Кабанова, зам. директора средней школы им. Горького, на одном из заседаний поставила вопрос о рабочем времени учителя. Составили хронометраж занятости педагогов нескольких школ. Анализ показал, что занятость учителей разная. Живуч принцип: кто «везет», на того еще больше взваливают. Это что касается общественной жизни. А сколько еще учительских дел? По каждому поводу - отчет. В ущерб преподаванию писали справки о посадке саженцев, собранных килограммах металлолома, макулатуры, внеурочных мероприятиях, атеистической пропаганде, культпоходах в кино и т.д. и т.д. Словом, решили бороться с бумаготворчеством. От многого отказались и тем самым высвободили время учителя.

Я добился того, чтобы районный отдел здравоохранения закрепил за нашим райкомом доверенного врача. Это позволило вести отбор на санаторно-курортное лечение на профессиональном уровне. А нормативы оздоровления (были тогда такие) мы перевыполняли в два-три раза. Хорошо помню выездное заседание президиума обкома профсоюза у нас в Шербакуле. Гости с пристрастием знакомились с нашей практикой. Встречи в коллективах убедили их в том, что слово наше с делом не расходится.

Профсоюз занимался многими производственными делами. В 1980 году мы принимали делегатов Всероссийского слета членов ученических производственных бригад. На всю область «гремела» бригада Екатеринославской средней школы. Директор совхоза «Екатеринославский» Н.Д. Лыхенко был награжден значком «Отличник народного просвещения РСФСР», а позже и значком «Отличник народного просвещения СССР».

Укреплению наших рядов способствовали неформальные соревнования трудовых коллективов: по подготовке школ к новому учебному году, развитию наставничества, сотрудничеству с базовыми предприятиями...

Как вы понимаете, при таком раскладе «дремать» не приходилось. Работа с людьми требовала постоянных встреч, поездок. Когда трудился директором вечерней школы, мой рабочий день увеличился еще на несколько часов. Все дневное время отдавал профсоюзным делам: собеседования, чествование участников Великой Отечественной войны, семинары, президиумы, пленумы. Домой возвращался поздно. Положения о спартакиадах и различных смотрах-конкурсах писал ночами. Иначе не мог. Ведь за мной были учителя, не менее занятые, чем я. Они с благодарностью относились к моему участию в подготовке документов к президиумам и общерайонным мероприятиям. Это второй урок. Убежден: нельзя оставлять активистов один на один с поручением. Я всегда старался дать направление, показать перспективу дела.

И еще я очень строго следил за выполнением данных обещаний. Во взаимоотношениях с людьми мелочей нет. Пообещал устроить ребенка в детский сад - помогай! Не можешь - скажи сразу. По действиям или бездействию одного человека в профсоюзе судят об организации в целом. И это третий, может быть, самый важный урок.

Я благодарен профсоюзу за жизненную учебу, за поддержку. Очень много мне дали зональные семинары председателей райкомов. Так, в 1967 году я побывал на семинаре в Перми, в 1968-м - в Ленинграде, в 1972-м - в Омске, в 1980-м - в Кемерове, а в 2004 году на недельном семинаре в Санкт-Петербурге.

Последние 10 лет работы в профсоюзе были особенно сложными. Но, несмотря на трудности, мы выстояли, потому что в условиях политических и экономических реформ сумели оказать действенную помощь профкомам, сохранили в своих рядах 90% членов профсоюза. В этот период сформировался один из основополагающих принципов - выступать против конфронтации, разрешать конфликты через социальное партнерство, укрепление сотрудничества с работодателями, органами законодательной и исполнительной власти.

Период нынешних отчетов и выборов для меня был трудным. В сентябре 2005 года я бы отметил 40-летний юбилей как руководитель районной организации. Но годы берут свое.

Пришло время уйти от общественных дел, заняться внуками, огородом. Да и сам считаю: пора молодым дорогу дать. Благо есть кому.

Что пожелать новым лидерам? Обращаясь к профактиву, к руководителям организации, хочу сказать: дорожите доверием коллег. В единстве - сила. Так создавайте такой союз единомышленников, которому трудно противостоять. А это под силу людям с горящими сердцами.