Моя однокурсница, с детства мечтавшая стать учителем, смогла проработать в школе всего полгода. «Дальновиднейшая» администрация определила ее в такой класс, который классом коррекции, конечно, не назывался, но являлся таковым по сути. Начинающему сотруднику и так нелегко, давайте еще направим его на неблагодарную работу, с которой не каждый опытный педагог справится, а потом скажем, что наш молодой специалист бездарь и никуда не годится. Про зарплату в размере 800 рублей можно ничего не говорить. Поверьте, это далеко не единичный случай пренебрежительного отношения к «очень нужному» молодому преподавателю.

Чтобы понять, как в учебных заведениях обстоят дела с кадрами, не обязательно обращаться к статистическим данным, достаточно посетить любую близлежащую школу. В основном вы увидите людей предпенсионного и пенсионного возраста, и если вам встретятся два-три молодых человека, считайте - школе повезло. В информационно-аналитических материалах Западного административного округа Москвы за 2003-2004 учебный год приводятся следующие данные.

Стаж работы учителей химии:

до 3 лет - 4%;

от 2 до 5 лет - 4% (видимо, составители сборника ошиблись, т.к. здесь должно быть «от 3 до 5»);

от 5 до 10 лет - 13%;

от 10 до 25 лет - 44%;

25 лет и более - 35%.

С учителями иностранных языков дело обстоит интереснее.

Возрастной состав:

20% учителей - пенсионеры;

30% учителей в возрасте от 30 до 55 лет;

6% учителей до 30 лет (а где же еще 44%?).

Примерно также обстоят дела с преподавателями других дисциплин (математики, физики, русского языка и литературы и др.). Данные оптимизма не вселяют.

Материалы в сборнике представлены таким образом, что их нельзя свести в одну таблицу. Я усмотрела в этом попытку скрыть общую безрадостную картину. Однако нужно поблагодарить составителей этой книги за ее создание, так как они все-таки дают возможность познакомиться с аналитическими материалами, касающимися системы образования.

Проблема «старения кадров» далеко не единственная. По данным того же сборника, молодое пополнение приходит в школы в основном из педагогических колледжей, имея недостаточно высокую квалификацию. Люди с высшим образованием не торопятся пополнить учительские ряды. По статистике, только 5% выпускников Московского педагогического госуниверситета собираются работать по специальности.

Государство каждый год затрачивает колоссальные средства на подготовку будущих педагогов, но в школу они не приходят. Часто выпускники педвузов становятся различными офисными сотрудниками или уходят в торговлю. Я сама, поскольку учительской зарплаты мне катастрофически не хватало, устроилась подрабатывать менеджером в одну торговую фирму и была поражена обилием в ней выпускников родной альма-матер. МПГУ - кузница кадров для торговли?

В школу приходят люди среднего возраста, не имеющие педагогического образования, которые по каким-то причинам не состоялись в своей области. Школа становится их пристанищем - нужно же как-то закрывать вакансии.

Органы управления образованием вроде бы пытаются что-то сделать. На уровне Западного округа, например, проводится политика привлечения молодых специалистов: им полагается 40-процентная надбавка к зарплате, есть перспектива быстрого карьерного роста. В прошлом году прошел «Фестиваль уроков молодых специалистов», участникам которого сразу присвоили 13-й разряд. Для начинающих педагогов создаются советы и клубы при управлении образования.

Но у администрации каждой отдельно взятой школы своя политика. Где-то для получения следующего разряда нужны не талант и желание, а регулярные посиделки, сплетни и интриги в учительской (вас ждет то же самое при желании увеличить нагрузку); где-то сталкиваешься с вопиющим равнодушием.

Школе не нужны молодые талантливые работники, и вообще не нужны люди - нужна свежая кровь. Нужно, чтобы работник отдавал свой талант, энергию, знания «за спасибо». Зарплата учителя зависит от нагрузки, то есть от количества часов, которые он проводит в школе (для начинающего специалиста приблизительно 30 рублей в час). Почему-то никто не учитывает, что работа преподавателя не ограничивается концом рабочего дня. Придя домой, учитель должен проверить и проанализировать работы учеников, чтобы знать, что дети усвоили хорошо, а над чем нужно еще поработать (у меня это занимало один-два часа), составить планы уроков на следующий день, придумать индивидуальные задания для самых сильных и самых слабых ребят, чтобы обучение было дифференцированным (еще около двух часов), а если есть классное руководство, сделать еще тысячу дел. Зачем же платить, если человек делает это добровольно? У меня была небольшая нагрузка (больше 18 часов в неделю я вести не могла, так как училась) и зарплата - 2000 рублей. Однажды я подумала о том, как бы я жила, если бы некому было обо мне позаботиться. Надо заплатить за квартиру, за проезд... Так и не смогла представить, что можно кушать на 1000 рублей целый месяц. А я молодая девушка и хочу еще красиво одеваться. Не совсем понятно, почему молодой учитель должен стать «старым» прежде, чем будет получать зарплату, которой хоть на что-то будет хватать?

Конечно же, в профессии учителя есть и свои преимущества. Это работа с детьми. Смотреть, как они растут и развиваются, осознавать, что ты тоже внес свою лепту в их становление, - это доставит удовольствие любому человеку. Здесь нужен творческий подход, есть возможность для полета фантазии, при определенных условиях можно чувствовать себя достаточно свободно, быть, так сказать, самому себе хозяином. Но в наше время сказать «Я - учитель!» - все равно что признаться: «Я - неудачник!».

Работу в школе могут себе позволить только счастливые обладатели состоятельных мужей (жен, родителей) или законченные альтруисты. Таких людей совсем немного. Чтобы школа получила приток молодых и действительно классных специалистов, надо создать атмосферу здоровой конкуренции, сделать так, чтобы за место шла борьба и руководитель мог выбрать «качественного» работника, а не брать первого попавшегося, лишь бы закрыть вакансию. Надо сделать профессию престижной, платить человеческую зарплату и покончить с политикой выжимания всех соков и выбрасывания отработанного материала. «Я - учитель!» - должно звучать гордо.

Елена БАБУШКИНА, студентка филологического факультета МПГУ