В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.2003 №2783, приказом Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» Министерство образования Российской Федерации направляет проект базисного учебного плана и примерные учебные планы для среднего (полного) общего образования (приложение №1).

Проект рассмотрен на заседании Федерального координационного совета по общему образованию и рекомендован для широкого профессионально-общественного обсуждения в субъектах Российской Федерации на августовских педагогических совещаниях работников образования. Для организации обсуждения предлагаются вопросы. Замечания и предложения просим направить до 10 сентября 2003 года в Департамент общего образования по адресу: Чистопрудный бульвар, 6/19, Москва, 101990, по факсу (095) 923-64-43 или по электронной почте avb@miem.edu.ru. Телефоны для справок: (095) 925-86-28 Суматохин Сергей Витальевич, 923-64-43 Капустняк Александр Григорьевич.

В.М. Филиппов

Приложение № 1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13-51-144/13

Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) общее образование

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»*.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету. Исходя из этого, каждый учебный предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – в выборе профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми курсами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированный курс «Обществознание» для физико-математического, естественнонаучного и технологического профилей, «Естествознание» – для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.

Также возможно изучение на базовом уровне тех учебных предметов («Искусство», «География» и др.), которые не вошли в указанный выше список. Они не являются обязательными для всех профилей, но каждый из них может быть включен в тот или иной профиль.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными курсами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский» и «Иностранные языки» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных курсов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для 10-11-х классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В данном проекте внесены следующие изменения по сравнению с действующим базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322:

1. Введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз.

2. Усилено внимание к изучению в школе иностранных языков – увеличено время на изучение «Иностранного языка» до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне»*.

3. «Информатика» исключена из состава обязательных базовых учебных предметов по следующим причинам.

Во-первых в связи с тем, что предусмотрено существенно увеличить объем изучения информатики в основной школе, что позволит учащимся этой ступени в значительной мере освоить обязательный общеобразовательный минимум содержания образования, обеспечивающий им формирование функциональной грамотности, социализацию и решение других задач общего образования.

Во-вторых, специфической функцией информатики как сферы деятельности, обеспечивающей своими методами и средствами другие области знания и деятельности человека, что снимает необходимость изучать на старшей ступени базовый (инвариантный для всех профилей) курс информатики.

Более целесообразным представляется его профильное изучение, ориентированное на запросы каждого конкретного профиля.

4. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный курс «Естествознание». Это позволяет:

- значительно экономить учебное время (с 6 до 3-4 часов), высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- дать широкие возможности формирования единой, целостной естественно-научной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется курс естествознания в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология) в учебном плане реально выделить не более 4 часов учебного времени.

При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного курса следует иметь в виду:

1) Представленный проект базисного учебного плана предназначен не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется не только общее, но и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

2) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественно-научных дисциплин в виде самостоятельных учебных предметов на уровне базового (минимального) стандарта. Такая возможность предусмотрена: помимо интегрированного курса естествознания, для всех естественно-научных дисциплин разработаны стандарты как на профильном, так и на базовом уровнях. Дополнительный один час в неделю для реализации этого варианта изучения естествознания в виде отдельных курсов «физики», «химии» и «биологии» может быть взят школой за счет времени, отводимого на элективные курсы.

3) Предлагаемый интегрированный курс естествознания строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественно-научной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формирование современного научного мировоззрения, самоопределение личности в окружающем мире.

5. При построении содержания образовательной области «Обществознание» рассмотрена целесообразность выделения в качестве самостоятельных учебных предметов «Экономики» и «Права».

Введение самостоятельных курсов «Экономика» и «Право» аргументируется главным образом возможностью сохранения в учебном предмете логики отдельной науки и свойственного ей научного языка. Интеграция в базовом курсе различных ветвей обществознания (кроме курса истории, который сам по себе интегрирует знания об экономических, социальных, политических, культурных аспектах развития общества в прошлом) обусловлена следующим:

- опыт отечественной школы, свидетельствующий об ущербности изучения отдельных сторон социального развития в отрыве от изучения других сторон и общества в целом;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года связывает новое качество образования с овладением учащимися ключевыми (базовыми) социальными компетенциями, которые по природе своей носят междисциплинарный характер, и эффективной реализацией этой идеи служит интегрированный курс обществознания.

Предлагается «мягкое» решение этого вопроса, предусматривающее:

- изучение в 10-м классе интегрированного курса обществознания в объеме 2 часов в неделю;

- в 11-м классе изучение экономики и права возможно как в составе интегрированного курса обществознания, так и в виде самостоятельных курсов.

Таким образом, БУП не задает в явном виде организационных форм изучения экономики и права. Каждая школа вправе решать этот вопрос в порядке, установленном ее учредителем. Один из возможных вариантов представлен в примерном учебном плане для среднего (полного) общего образования.

6. Исключена из числа обязательных базовых учебных предметов «Технология». Это связано с тем, что в условиях специализации образования на старшей ступени единого содержания обучения технологии быть не может. Дифференцированное (в зависимости от профиля) содержание технологического образования должно входить в соответствующие профильные или элективные курсы.

7. Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» перенесено из старшей ступени школы в основную. Это обусловлено тем, что обязательным является основное общее образование, поэтому изучение ОБЖ только в старших классах лишает определенную часть детей знаний и умений в этой важной области.

Целесообразно начинать изучение элементов ОБЖ раньше, чем в старших классах (см., например, новые проекты федерального компонента государственного стандарта по учебным предметам «Окружающий мир» в начальной школе, «Биология», «География», «Химия», «Физика» и др. в основной школе). Кроме того, часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами воинской службы, перенесена в учебный предмет «Обществоведение».

Решение о переносе изучения ОБЖ в основную школу не исключает организации в X классе по окончании учебного года военных сборов для учащихся, где они получают начальную военную подготовку.

Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования для старших классов.

При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к поступлению и обучению в вузе, но и для обучения в системе начального профессионального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и носят рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана из курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Поэтому представленные варианты – это не только примеры учебных планов возможных профилей, но и демонстрация принципа их построения.

[В материале опубликованы основные варианты Учебного плана; вариативные учебные планы и планы для профилей полностью смотрите в печатной версии газеты]

  • БАЗИСНЫЙ учебный план образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения основное общее образование

  • ПРИМЕРНЫЙ учебныЙ план образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения основное общее образование