О проекте закона докладывал депутат Юрий Васильев, который рассказал, что бюджет состоит из 11 разделов. На общегосударственные вопросы выделено почти 479 миллиардов рублей, на оборону - 501 млрд., на безопасность и правоохранение - почти 399 млрд., на экономику - 234 млрд., на ЖКХ - 6,7 млрд. и так далее. Статья, предусматривающая расходы на образование, содержала 154 миллиарда, а на помощь регионам выделялось 946 млрд. рублей.

Комитет по бюджету рассмотрел 239 поправок, а также возможность увеличения расходов на антитеррористическую деятельность, меджбюджетные трансферты, развитие реального сектора экономики. В итоге различных перераспределений 7,9 миллиарда рублей переместили в раздел «Межбюджетные трансферты». Эта сумма стала основным пунктом обсуждения, причем каждый депутат боролся за то, чтобы деньги пошли на решение той проблемы, которую он считает самой важной. Все дружно предлагали взять деньги из Стабилизационного фонда. Олег Смолин призывал увеличить зарплату интеллигенции, Тамара Плетнева - добавить средств на горячее питание детям из малообеспеченных семей, Жорес Алферов - поддержать науку. Но все эти поправки учтены не были.

Во время третьего чтения развернется серьезная борьба за распределение конкретных сумм из резерва в 30 млрд. рублей и 7,9 млрд., предназначенных на помощь регионам. Распределять, как всегда, будет думское большинство, поэтому работникам образования бесполезно надеяться на повышение зарплаты: правительство против, а спорить с ним депутаты не будут.

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету Сергей ШТОРГИН так характеризует будущий закон:

- Мы против самой сути бюджета, потому что государство, получая большие доходы за счет роста цен на нефть, складывает их в Стабилизационный фонд. К концу 2005 года он возрастет до триллиона рублей, а золотовалютный резерв - до трех триллионов. Деньги, заработанные страной, правительство изымает и вкладывает в ценные бумаги иностранных государств, прежде всего США.

Дело доходит до смешного. В мире есть только одна страна, у которой блестящее финансовое положение, - Россия. Но почему тогда педагоги, офицеры и врачи получают нищенскую зарплату, на среднюю пенсию прожить невозможно, закрываются библиотеки и детские спортивные школы?

Мы не согласны с тем, что все служащие бюджетной сферы будут разделены на три категории: федеральных, региональных и муниципальных. Федеральные служащие будут защищены госбюджетом и с 1 января 2005 года их зарплата повысится на 20%, а региональные будут получать деньги из региональных бюджетов, которые, как известно, бывают разные - и богатые, и бедные. А уж каковы возможности муниципальных бюджетов, знают все, так что на существенную прибавку в зарплате педагогам, врачам, работникам культуры рассчитывать нечего.

По данным Счетной палаты, в нынешнем году бюджеты 60 регионов выполняются с дефицитом в 86 миллиардов рублей. В 2005 году дефицит еще более возрастет. Ведь из региональных бюджетов изымут 102 миллиарда рублей из-за передачи части налогов федеральному центру. А на регионы лягут тяжким грузом расходы по выплате детских пособий, льгот тружеников тыла и ветеранов труда, содержанию школ, учреждений НПО и СПО.

Информация к сведению

В 1997 году на нужды образования выделялось 4,6% бюджета, в 2005 году будет выделен 4,1%.

В 1997 году на нужды здравоохранения было выделено 3,1% бюджетных расходов, в 2005 году будет выделено 2,36%.

Однако сравнение процентов не совсем корректно, поскольку изменилась бюджетная классификация. В проекте бюджета на 2005 год распределение идет не по 31 разделу, как раньше, а всего лишь по 11. Вполне вероятно, что такое изменение классификации сделано для того, чтобы никаких сравнений никто не проводил. В самом деле, зачем людей расстраивать?!