В октябре состоялась коллегия

Минобрнауки РФ, которая подвела итоги эксперимента по ЕГЭ в минувшем учебном году. В принятом документе - решимость продолжить эксперимент в следующем году и даже постепенно переходить к введению Единого госэкзамена в широкую практику.

Из 10 тысяч выпускников школ Мордовии 2004 года 6000 поступили в высшие учебные заведения, в том числе зачисляющие по результатам сдачи ЕГЭ. Ректоры трех мордовских вузов - университета, кооперативного и педагогического институтов - ретроградами не слывут, и без их поддержки вряд ли эксперимент продвигался бы в республике столь масштабно. По половине специальностей МГУ имени Н.Огарева в этом году даже не стал создавать предметные комиссии - настолько вуз доверяет результатам единого экзамена. Не случайно в университет потянулись абитуриенты из сопредельных областей - Ульяновской, Тамбовской, Пензенской и других. Уж очень привлекательной оказалась для многих молодых людей идея сдачи вступительных экзаменов в режиме ЕГЭ. Бывших школьников не испугал даже высокий проходной балл, который изначально был установлен на экономическом факультете, - 91. Конкурс все равно был колоссальный. Кстати, в связи с этим возникает резонный вопрос о том, можно ли по результатам ЕГЭ вести более справедливый прием, чем при сдаче традиционных вступительных экзаменов. Почему именно справедливый? Потому что это главный лозунг эксперимента, потому что его авторы и организаторы хотят создать равные возможности для городских и сельских школьников.

Откуда берутся справедливость и равенство? Дело в том, что стобалльная система оценки позволяет учесть разницу в знаниях. Если спросить вузы, не участвующие в ЕГЭ, по каким критериям они выбирают лучших из лучших, например, при конкурсе медалистов четыре к одному, ответа не последует. Ибо нет сегодня у вузов справедливых и объективных критериев для такого отбора, вот и «валят» медалистов часто почем зря. Стобалльная система критерии дает, потому что у пятерок может быть разный «балльный вес» и сравнивать их по значимости можно уже довольно объективно. Но подчас возникают противоречия и при этой более точной системе. Например, на инженерную специальность поступает человек, у которого 90 баллов по русскому языку, 55 - по физике и 60 - по математике. Его конкурент имеет 55 баллов по русскому языку, 70 - по физике и 70 - по математике. Кого взять в первую очередь? Если по баллам, то первого, хотя ему место на филфаке. Если по сути - второго, но для этого факультет должен иметь возможность выделить его каким-то образом. В принципе университеты хотели бы ввести профориентационное собеседование: тогда можно было бы выбрать из множества претендентов того, кто больше ориентирован на получение данной специальности. Например, жителя сельской местности, который уже освоил моторы машин и тракторов и намерен вернуться домой после окончания вуза. Это станет возможно, если вуз получит право добавлять баллы по результатам собеседования. Хорошее предложение, которое, вне всякого сомнения, добавит союзников ЕГЭ в российском ректорском корпусе. Как и другое - о проведении дополнительных испытаний для поступающих в творческие вузы, ведь для будущих артистов, режиссеров, художников важны не только высокие оценки по школьным предметам, но и талант, который тестом не измеришь.

Вопрос теперь в том, будут ли принимать студентов по результатам ЕГЭ престижные вузы? Тут есть небольшие подвижки, например, МГУ имени М.В.Ломоносова, резко выступавший против единого экзамена, в следующем году будет учитывать результаты сдачи ЕГЭ при приеме на непрофильные специальности. Но возникает одна проблема: если ребят, получивших высокие баллы по ЕГЭ и подавших завления, намного больше, чем бюджетных мест, как отобрать достойных? Есть предложение о проведении неких дополнительных испытаний, но пока неясно, как соблюсти справедливость при приеме в таком режиме.

В будущем году 16 регионов перейдут от эксперимента к внедрению ЕГЭ в широкую практику. При этом два экзамена - математика и русский язык - будут обязательными для всех выпускников школ, их можно будет сдавать как в традиционной, так и в тестовой форме. Что касается остальных испытаний, то выбор предмета также будет сопровождаться выбором формы сдачи экзамена.

Вне конкурса в вузы будут поступать победители олимпиад и таких профессиональных соревнований, как «Шаг в будущее». По конкурсу - те, кто получит высокие баллы по ЕГЭ. Кстати, сегодня некоторые вузы принимают ребят, имеющих, по сути дела, школьную двойку, - тех, кто набрал по результатам ЕГЭ 20-30 баллов. На такие вузы Минобрнауки РФ посмотрит с особым вниманием, потому что невозможно себе представить, как они доведут двоечников до успешной защиты диплома.

Удается ли ребятам из глубинки стать студентами? Да. Скажем, 489 медалистов Мордовии в минувшем учебном году поступили в столичные и республиканские вузы, набрав высокие баллы по единому госэкзамену. Большая удача в том, что студентами стали многие выпускники сельских школ. Например, Петр Липасов теперь учится на медицинском факультете МГУ, Евгений Чирочкин поступил в педагогический институт, Ольга Скокина - в кооперативный, она мечтает стать финансистом. Дубенский и Ковылкинский районы могут гордиться своими питомцами. Так же, как Саранская гимназия №12 своей выпускницей Еленой Кововой, набравшей 85 баллов по математике и принятой в престижную Финансовую академию при Правительстве РФ.

Самое главное, что репетиторов не было ни у кого из новоявленных студентов. У ребят были очень хорошие педагоги, подготовившие их к успешной сдаче ЕГЭ. Например, Петр и Елена - учительские дети, их мамы уже знают, что в учебную программу нужно включать задания, по сложности равные уровню С в тестах, чтобы задавать ребятам высокую планку. А еще они бы хотели, чтобы школьные психологи специально готовили учеников к единому экзамену, тогда не будет никаких страхов перед грядущим испытанием ни у детей, ни у родителей.

Несколько лет в стране шли споры, нужен ЕГЭ или нет? Решения принимало в основном образовательное сообщество. Но на коллегии совершенно справедливо было отмечено, что введение такого новшества не может быть делом одного ведомства, поскольку оно затрагивает интересы миллионов учащихся, семей, наконец, общества в целом. Поэтому вскоре будет создан Общественный совет по единому государственному экзамену, в который войдут педагоги, ученые, журналисты, политики, бизнесмены. Рекомендации совета будут учитываться при принятии решений.