Общие проблемы развития образования

Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.

Социально-педагогические основы самоуправления в образовательных учреждениях. Повышение роли школьных библиотек в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.

Практика взаимодействия классного руководителя, классного воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностного развития.

Автономность образовательных учреждений и реализация руководством образовательных учреждений и органов управления образованием контрольных функций за качеством образования.

Актуальные направления модернизации педагогического образования.

Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением.

О повышении роли воспитания в процессе образования (в плане реализации решения коллегии от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Создание условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях на основе традиционного опыта воспитания, этнопедагогики. Участие во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений.

О деятельности классного руководителя в современных условиях.

О развитии различных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях.

О роли дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей в России на 2001-2005 годы.

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.

Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.

Итоги и проблемы организации летнего отдыха детей и подростков.

Традиции православной педагогики и педагогика других конфессий России.

Влияние проведения ЕГЭ - новой формы государственной (итоговой) аттестации и организации приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на совершенствование учебного процесса и содержание общего и профессионального образования.

Рекомендации для методических объединений

Дошкольное образование

Модернизация дошкольного образования в контексте реализации Концепции модернизации российского образования.

Повышение доступности дошкольного образования, адресная поддержка малообеспеченных семей. Развитие новых, экономически эффективных форм дошкольного образования.

Достижение нового современного качества дошкольного образования:

системный подход в формировании здоровья и развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных технологий для различных видов ДОУ;

приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников; к национальным традициям, позитивно влияющим на этнокультурные отношения народов России;

организация жизнедеятельности детей раннего возраста в условиях общественного воспитания;

организация и содержание коррекционно-педагогической помощи общественного воспитания;

организация и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам ДОУ;

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Внедрение новых образовательных программ непрерывного образования;

игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.

Совершенствование структуры и механизмов финансирования дошкольного образования.

Состояние предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Пути ее совершенствования.

Формирование педагогического корпуса дошкольной ступени образования, соответствующего современным запросам населения. Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями.

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьей, социальным окружением: функционирование семейных игротек, библиотек, фонотек, школ молодых родителей и др.

Начальное образование

Основные направления модернизации начального образования

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы.

Личностно-ориентированное обучение как одно из средств устранения перегрузки младших школьников.

Проблемы преемственности между начальной и основной школой в условиях вариативности систем образования .

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Организация формы построения 35-минутного урока в начальной школе.

Единая «оценочная политика» общеобразовательного учреждения в условиях безотметочного обучения в начальной школе (из опыта работы).

Организация информационной среды при обучении информатике в начальной школе (с использованием и без использования компьютера) как перспективное направление модернизации начального образования.

Изучение иностранного языка, как одно из приоритетных возможностей развития личности младшего школьника и формирования готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника.

Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.

Основное и среднее (полное) общее образование

Оценка качества подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.

Качество подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (по результатам эксперимента по единому государственному экзамену).

Опыт использования учебных компьютерных программ.

Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.

Проблемы адаптации обучающихся при переходе на ступень основного и среднего (полного) общего образования.

Основные особенности проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

О сопряжении федерального и регионального (национально-регионального) компонентов в содержании общего образования.

Воспитательный потенциал содержания учебных предметов.

Опыт использования новых учебно-методических комплектов.

Анализ результатов экспериментального преподавания учебных дисциплин в профильных классах в 2002/2003 учебном году.

Русский язык

Новое содержание образования по русскому языку, проблемы создания программ и учебников для основной и старшей школы.

Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях.

Усиление речевой направленности курса русского языка.

Особенности преподавания русского языка детям беженцев и вынужденных переселенцев.

Опыт преподавания риторики и словесности в школе.

Роль родного языка в развитии и воспитании личности.

Лингвистическое краеведение в школе: опыт работы.

Развитие видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания) на уроках русского языка.

Литература

Современные подходы к преподаванию литературы.

Проблема проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов по литературе.

Изучение современной литературы в школе.

Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения.

Иностранный язык

Развитие умений и навыков письма и речи на иностранном языке.

Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.

Компетентностный подход при обучении иностранным языкам.

Организация контроля знаний и умений учащихся с использованием «Языкового портфеля».

История и обществознание

Использование информационных технологий в историческом образовании.

Проблемно-теоретический подход в изучении истории в старшей школе.

Дискуссии как методический прием в преподавании истории.

Новые учебники по новейшей отечественной истории (новые концептуальные подходы, методический аппарат).

Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны в курсе истории.

Формирование ключевых социальных компетенций в курсах граждановедения и обществоведения.

Усиление роли социально-экономического и правового образования в общеобразовательных учреждениях.

Организация воспитательной деятельности по ознакомлению с государственной символикой.

Система гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Экономика

Роль экономического образования в социализации учащихся.

Усиление практической направленности в изучении курса экономики: организация практикумов, деловых и компьютерных игр, конкурсов, олимпиад.

Учебно-методическое обеспечение преподавания курса экономики на старшей ступени общего образования (социально-экономический профиль).

География

Комплексно-страноведческий подход к изучению школьного курса географии: проблемы и перспективы.

Региональный компонент в школьном курсе географии как обязательное условие формирования геоэкологической культуры обучающихся.

Деятельностный подход в обучении географии: его значение в формировании прикладной направленности предмета.

Искусство

Современные подходы к преподаванию искусства как важного средства формирования личности школьника.

Опыт преподавания МХК в современной школе.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.

Основы безопасности жизнедеятельности

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.

Патриотическое воспитание, военно-профессиональная ориентация на уроках ОБЖ - составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.

Профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних на уроках ОБЖ.

Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Физическая культура

О роли физической культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных учреждений.

О задачах общеобразовательных учреждений по увеличению оздоровительно-спортивной двигательной активности учащихся.

О создании условий для введения третьего (дополнительного) урока по физической культуре для всех ступеней общеобразовательной школы.

Особенности организации физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Математика

Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании математики.

Изучение вероятностно-статистического материала как средства социализации учащихся и адаптации к реальной жизни. Из опыта преподавания вероятности и статистики в основной школе.

Современный взгляд на роль вычислений в курсе математики основной и старшей школы.

Организация исследовательской деятельности при обучении математике в основной и старшей школе.

Информатика

Модели обучения информатике в начальной школе.

Формирование компетенций учащихся в области информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания информатики в основной и старшей школе.

Опыт использования электронных учебных пособий, учебных материалов интернета при обучении информатике

Естественно-научные дисциплины

Усиление практической направленности в процессе обучения химии, физике, биологии.

Формирование научной картины мира при обучении предметам естественно-научного цикла.

Роль естественно-научных дисциплин в экологическом воспитании и образовании учащихся.

Технология

Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях.

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий. Обеспеченность образовательной области «Технология» программно-методическими материалами.

Роль межшкольных учебных комбинатов в создании условий для преподавания «Технологии», организации профессиональной ориентации молодежи.

Библиотеки общеобразовательных учреждений

Развитие информационной системы учебного книгоиздания.

Совершенствование инфраструктуры учебного книгообеспечения в условиях модернизации образования.

Проблемы комплектования школьных библиотек и медиатек общеобразовательных учреждений.

Диагностика обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой.

Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств.

Система обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями.

Положение о библиотеке общеобразовательных учреждений: обсуждение проектов.

Задачи и функции современной школьной библиотеки (информационная, образовательная, развивающая, досуговая).

Роль школьной библиотеки в обеспечении образовательного процесса школы и ее ресурсы.

Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа

О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.

«О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание семьи».

Организация работы по предупреждению злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами, их незаконного оборота в образовательных учреждениях (в соответствии с приказом Минобразования России от 05.02.2002 № 330 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002, №1»).

Совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных школ-интернатов, кадетских школ (кадетских школ-интернатов).

О деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, мерах по развитию сети указанных учреждений, межведомственном взаимодействии в решении вопросов комплектования специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации по вопросу «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними» от 24.09.2001, № 3).

Создание системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.

Специальное образование

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья - главная составляющая их социальной адаптации.

Формы организации и методика интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта.

Психологические индивидуально-ориентированные профилактические и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании.

Организация и управление деятельностью службы практической психологии образования на современном этапе.

Программно-целевой подход в решении проблем сохранения здоровья обучающихся, воспитанников.

Взаимодействие органов и управлений образования и здравоохранения по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.

Среда образовательного учреждения - состояние здоровья обучающихся.

Начальное профессиональное образование

Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений начального профессионального образования.

Обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и Минобразования России в вопросах функционирования и развития начального профессионального образования.

Оптимизация Перечня профессий начального профессионального образования, по которым осуществляется подготовка кадров.

Информатизация образования и оптимизация методов обучения.

Обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем начального профессионального образования.

Формирование условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров.

Реформирование системы управления начальным профессиональным образованием.

Личностно-деятельный подход как основа организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

Практические и организационно-методические основы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.

Развитие образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания дополнительных образовательных программ различной направленности.

Оценка результативности и качества деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении - эффективный путь повышения воспитывающего потенциала образовательного учреждения.

Взаимодействие органов и учреждений образования с заинтересованными ведомствами и организациями (культуры, науки, спорта и др.): совместные программы и проекты в области воспитания и дополнительного образования детей.

Развитие творческого потенциала ребенка в системе дополнительного образования детей. Создание условий для личностного развития детей.

Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.

Проблема подготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей. Пути ее решения.

Создание региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений дополнительного образования детей.

Опыт введения образовательными учреждениями должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, классный воспитатель.

Опыт участия учреждений дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации во всероссийских мероприятиях.

Организация работы учреждений дополнительного образования детей в условиях многоканального финансирования.

Формирование здорового образа жизни - основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся.

Прокомментировать документ мы попросили Светлану Иванову, заместителя руководителя Департамента общего образования Министерства образования РФ.

- Формат Тематики августовских педагогических совещаний работников образования в 2003 году, разосланной в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, изменился: вначале выделяются главные проблемы, которых должны коснуться на августовских совещаниях и конференциях в регионах, предложения по обсуждению путей реализации уже утвержденных документов Правительства РФ и Министерства образования РФ, а также проекты документов для обсуждения, затем предлагаются вопросы для рассмотрения на уровне муниципальных органов управления образованием, в общеобразовательных учреждениях; даются конкретные направления обсуждения по учебным предметам, воспитательной работе, по всем ступеням общего образования, типам и видам общеобразовательных учреждений.

Не называя основной проблематики (она указана в методическом письме), подчеркну, что очень важно быть в курсе принимаемых решений. В этом плане особого внимания заслуживают материалы по модернизации образования, все те постановления Правительства Российской Федерации и приказы Минобразования России, которые посвящены федеральным экспериментам.

В них заложено содержание работы, которая может проводиться не только в тех регионах, муниципалитетах и образовательных учреждениях, что непосредственно ведут тот или иной эксперимент, но и во всех остальных, ибо это приоритеты и перспективы развития.

По Закону Российской Федерации «Об образовании» в системе образования должен присутствовать государственно-общественный характер управления. Наше министерство к этому стремится. К августовским совещаниям мы направляем некоторые документы, по которым нужно высказать свою позицию. Так, для рассмотрения разослан проект Базисного учебного плана, до 10 сентября мы бы хотели получить результаты серьёзных, глубоких обсуждений, которые будут учтены и проанализированы.

Нужно обратить внимание на профильное обучение. Последний документ по этому вопросу даже еще и не вошел в тематику августовских чтений, речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года №334 «О проведении эксперимента по профильному обучению...» С 1 сентября 2003 года он начнется в 10 субъектах Российской Федерации с отработки вопросов предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Государственный стандарт общего образования, законопроект о котором находится сейчас на рассмотрении в Государственной Думе, предполагает два уровня - базовый и профильный. Сейчас идет большая работа по подготовке федерального компонента стандарта, Базисного учебного плана, разработке учебно-методического обеспечения нового стандарта на обоих уровнях. Все это говорит о важности изучения материалов по этому направлению на августовских мероприятиях.

При большом количестве федеральных экспериментов, глубокой содержательной работе по обновлению системы общего образования важно рассмотреть две проблемы:.

Первая - координация и взаимодействие всех направлений федеральных экспериментов на уровне субъекта, что сегодня стало очевидным и весьма существенным условием для эффективной работы. Вторая - работа учителя в условиях экспериментальной деятельности. На фоне проведения любого эксперимента учитель должен выполнить программу, дать детям уровень знаний согласно обязательному минимуму содержания образования, школа должна выдать документ об образовании государственного образца. Работать в новых условиях всегда непросто, вот и нужно на августовских совещаниях обсудить возникающие проблемы и наметить пути их решения.

По ряду экспериментов мы ведем работу уже третий год. Пора поставить задачу обобщения опыта и его освещения на августовских совещаниях.

Августовские совещания должны давать толчок для привлечения в школу общественности. Не только педагоги и родители, но и все жители, представители местной власти, промышленных кругов и бизнес-сообщества должны быть заинтересованы в улучшении материально-технического состояния школы, создания условий для урочной и внеурочной деятельности детей, проявлении внимания к учительскому труду.