1. Федеральные документы:

программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России «О программе модернизации педагогического образования» от 01.04.2003 № 1313);

концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783);

Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 № 1306) (для регионов, не участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена);

приказ Минобразования России от 29.10.2002 № 3767 «Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год»;

план работы Министерства образования Российской Федерации на 2003/2004 учебный год;

итоговый документ выездных совещаний руководителей органов управления образованием и по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в федеральных округах (распоряжение Минобразования России от 22.05.2003 № 615-22);

проект Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Пути развития региональных систем образования:

информатизация региональных систем образования;

перспективы и проблемы введения эксперимента по проведению единого государственного экзамена; достижение целей введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) с точки зрения повышения доступности профессионального образования;

результаты мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и определение пути его развития в новом учебном году;

межведомственное взаимодействие в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения обязательного основного общего образования (в том числе - по результатам проведенного в 2002 году единовременного учета детей 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях);

разработка и реализация региональных программ развития воспитания в системе образования;

образование как фактор регионального развития;

региональные программы развития сельской школы;

системы управления образованием; государственно-общественное управление образованием;

организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

3. Опыт работы муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений по следующим направлениям:

эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях;

эксперимент по реструктурированию сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

создание попечительских советов общеобразовательных учреждений;

воспитательная работа в образовательных учреждениях, поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями, создание в образовательных учреждениях структур самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций;

использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

развитие новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении (ДОУ);

опыт организации повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений;

вопросы введения новых предметов в начальной школе;

система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе;

организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей;

организация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека (попечительство), приемные, патронатные семьи и т.д.) (в соответствии с решением коллегии от 21.01.2003 № 1);

содержание, деятельность и формы организации службы практической психологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;

социальное партнерство, сотрудничество и инвестиции в сфере образования; способы взаимодействия государственных и муниципальных управленческих структур сферы образования с общественными, промышленными и финансовыми институтами;

проектирование развития дополнительного образования детей в образовательной системе региона (муниципалитета);

проблемы становления и развития региональной системы дополнительного образования детей (управленческий аспект);

новые подходы к содержанию и организации непрерывного образования;

проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей;

повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;

предоставление дополнительных платных образовательных услуг;

создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами;

совершенствование физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует в рамках августовских педагогических совещаний организовать круглые столы, консультативные пункты по нормативно-правовой базе функционирования системы общего образования:

государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений;

перспективы использования результатов ЕГЭ в мониторинге общего и профессионального образования, возможности использования подходов ЕГЭ для системы аттестации образовательных учреждений;

результаты опросов общественного мнения и общественного наблюдения по проведению ЕГЭ;

совершенствование технологии проведения ЕГЭ, структуры и содержания контрольных измерительных материалов; организационное и нормативно-правовое регулирование проведения ЕГЭ;

аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;

аттестация педагогических работников образовательных учреждений;

правовые основы создания внебюджетных фондов развития образования;

правовые основы функционирования попечительских советов общеобразовательных учреждений;

основы законодательства о защите прав потребителей;

правовые основы функционирования общеобразовательных учреждений;

проблемы социальной защиты работников образования;

обсуждение нового Трудового кодекса Российской Федерации;

соблюдение законодательства Российской Федерации в части защиты прав участников образовательного процесса;

соблюдение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»;

изменения в нормативно-правовой базе законодательства Российской Федерации в области образования за 2002-2003 годы;

проблемы взаимодействия и преемственности общего среднего, дополнительного и профессионального образования.

Важнейшей задачей органов управления образованием при проведении августовских педагогических совещаний является организация встреч представителей органов исполнительной и законодательной власти соответствующего уровня с педагогическими работниками, взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием, с учреждениями повышения квалификации педагогических работников, методическими службами, привлечение к освещению работы педагогических совещаний и конференций средств массовой информации.

Дополнительно Минобразование России направляет возможную тематику августовских педагогических совещаний для обсуждения на предметных секциях и заседаниях методических объединений.

В.М. Филиппов