Специалисты обсудили целый ряд актуальных проблем педагогического образования: прогнозирование потребности страны и регионов в педагогических кадрах, повышение качества подготовки учителей, совершенствование содержания и форм организации педагогической практики, качество учебной литературы, развитие дистанционного обучения.

С докладом, посвященным взаимодействию учреждений педагогического образования разного уровня, выступила Наталья ГУНЯВИНА, в настоящее время - заместитель начальника Отдела педагогического образования и педагогических инноваций министерства.

- Одна из важнейших проблем педагогического образования - взаимодействие и сотрудничество учебных заведений - педколледжей, училищ и вузов. В большинстве субъектов РФ разработаны и реализуются региональные программы развития образования, имеющие различную структуру и направленность. Как правило, в этих программах есть отдельный раздел - приоритетные направления модернизации системы непрерывного педагогического образования.

Информация к сведению

В системе среднего педагогического образования РФ работают 345 учебных заведений, среди них 254 колледжа, в которых обучаются 204 тысячи студентов по двадцати специальностям. Девять колледжей - структурные подразделения вузов, более 90% педагогических колледжей и училищ сотрудничают с высшими учебными заведениями.

В последнее время вузы, педколледжи и училища работают по сопряженным учебным планам, совместно ведут научно-исследовательскую и издательскую деятельность, профориентационную работу, повышение квалификации преподавателей.

Модернизация педагогического образования невозможна без взаимодействия учреждений среднего и высшего педагогического образования. Здесь сотрудничество развивается весьма плодотворно.

Информация к сведению

При активном участии педвузов были разработаны стандарты среднего профессионального педагогического образования второго поколения, введенные в действие в 2002 году по десяти специальностям и в 2003 году - по семи специальностям.

Новое поколение стандартов должно обеспечить гибкость и вариативность образовательных программ. Они подкреплены учебным и нормативно-методическим обеспечением. Утверждены около ста примерных программ по общепрофессиональным и предметным дисциплинам. Разработаны рекомендации по профессиональной практике студентов, по формированию регионального и местного компонента содержания образования, по организации итоговой государственной аттестации выпускников.

Введение стандартов второго поколения позволило обновить содержание дисциплин федерального компонента образовательного стандарта в соответствии с модернизацией общего образования, с учетом преемственности содержания среднего и высшего профессионального педагогического образования. Усиливается психолого-педагогическая подготовка педагогов, вводятся те программы дополнительной, углубленной подготовки и специализации, которые востребованы образовательными учреждениями в регионах.

По запросам региональных органов управления образованием были введены более двадцати новых программ дополнительной подготовки будущих учителей и более десяти новых специализаций. Эти программы разрабатывались совместно с теми учебными заведениями, которые в экспериментальном порядке внедряли их под патронажем педвузов.

Педколледжи и вузы принимают участие в разработке нормативной базы непрерывного педагогического образования. Подготовлены комплекты примерных сопряженных учебных планов по трем педагогическим специальностям, в течение нынешнего года будут разработаны комплекты еще по четырем.

На наш взгляд, необходимо на конкурсной основе выделить десять базовых педагогических колледжей в федеральных округах РФ по следующим критериям:

• высокий научный потенциал руководителей и преподавателей;

• активная экспериментальная, инновационная, научно-исследовательская деятельность;

• применение в образовательном процессе современных педагогических технологий (личностно-ориентированных, деятельностных, проблемного обучения, информационно-развивающих и так далее);

• реализация сопряженных с вузом профессиональных образовательных программ;

• вхождение в университетский комплекс, региональный образовательный комплекс или ассоциацию образовательных учреждений;

• реализация программ повышения квалификации педагогов со средним педагогическим образованием.

Получив современное учебно-лабораторное оборудование, базовые педагогические колледжи смогут выполнять следующие задачи:

• участие в разработке или корректировке государственных стандартов среднего профессионального педагогического образования в условиях модернизации общего и профессионального педагогического образования;

• подготовка, апробация и экспертиза экспериментальной учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля;

• обобщение и распространение передового опыта;

• определение направлений развития педагогического образования в соответствии с европейскими процессами;

• организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам модернизации образования.