- В результате проведения административной реформы союз науки и образования закреплен в названии нового министерства. Но я разделяю мнение министра Андрея Александровича Фурсенко, который на первой встрече с президиумом Российского союза ректоров в Ярославле сказал, что в этом «заключены и большое благо, и определенная опасность». Теперь наша главная забота - сделать так, чтобы в едином министерстве не отошли на второй план проблемы школы, образования в целом. Одним из приоритетов политики должно стать развитие педагогического образования и науки.

Именно такая политика будет реально способствовать решению стратегической государственной задачи - построению общества и экономики, основанных на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации.

Все мы хорошо понимаем, что основы такого потенциала закладываются в школе. Школа осталась едва ли не единственным социальным институтом, уроки жизни в котором проходят все граждане страны. Сегодня все общество с особой надеждой обращается к тем направлениям науки, техники, экономики, которые могут обеспечить прорыв нашей страны к достижению нового качества жизни. Но надо при этом понимать, что у истоков этих инновационных направлений стоит школьный учитель, педагог. От масштаба его личности, фундаментальности его подготовки, нетривиальности мышления, умения вести молодых за собой зависит успех всех наших преобразований.

В годы перестройки отчетливо проявилось стремление вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, к объединению и координации в интересах всей системы образования. Одним из результатов этого процесса стало создание в 1996 году совета по педагогическому образованию, который восемь лет ведет конструктивный диалог с министерством. Итогом совместной работы стали две целевые программы, разработанные научно-педагогической общественностью при участии заказчиков в лице органов управления образованием и руководителей школ. Это Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы и Программа модернизации педагогического образования, принятая в апреле 2003 года. Благодаря настойчивости нашего совета в рамках Федеральной программы развития образования в 2003 году было выделено приоритетное направление «Развитие системы педагогического образования».

Российские педагогические вузы имеют сильную научную базу, успешно работающие аспирантуру и докторантуру, большой опыт экспериментальной деятельности, они в состоянии обеспечить качественную подготовку педагогов для школы ХХI века. Наше педагогическое образование - это уникальная, исторически сложившаяся система целевой подготовки педагогических кадров, равной которой по масштабам, содержанию, вариативности образовательных траекторий нет ни в одной стране мира. Это наше национальное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять. Педагогическое образование - единственная отрасль нашего министерства, которая работает на кадровое обеспечение непосредственно самой системы образования, причем всех ее уровней и ступеней: дошкольного, начального, общего среднего, специального (дефектологического), среднего и высшего профессионального, послевузовского, дополнительного образования детей и взрослых. При этом особо надо выделить задачу кадрового обеспечения сельских школ, которые в нашей стране составляют примерно 60% всех образовательных учреждений.

Задача современного этапа развития педобразования состоит в том, чтобы провести качественные изменения, обеспечивающие готовность выпускников к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования.

С учетом введения Базисного учебного плана школы и перспектив профильного обучения мы подготовили предложения по корректировке действующего нормативного документа - Перечня педагогических специальностей и направлений. В ходе этой работы был проведен опрос регионов, представлено обоснование введения специальностей «Экономика», «Экология», «Обществознание» (все они соответствуют предметам Базисного учебного плана средней школы). Одновременно разработаны проекты программ дополнительного образования в области андрогогики, педагогики дополнительного образования, менеджмента в образовании и ряд других.

Проблема стандартизации и обновления содержания образования с учетом развития науки и потребностей практики постоянно находится в центре нашего внимания. Как известно, в 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по всем педагогическим направлениям и специальностям. Они стали шагом вперед по сравнению со стандартами первого поколения, дали вузам возможность использовать разные образовательные траектории для подготовки педагогов. За прошедшие 4 года накоплен определенный опыт учебной деятельности вузов по стандартам второго поколения, обобщены как положительные отзывы, так и обоснованная критика. Здесь трудно переоценить роль ученых РАО и РАН в разработке научно обоснованных механизмов отбора содержания среднего и профессионального образования.

Важнейшее направление работы - обновление содержания и форм организации педагогической практики студентов. Известно, что в нашей стране накоплен серьезный опыт в этой сфере, за последние годы многое, к сожалению, было утрачено (например, в организации так называемой непрерывной практики с первого по пятый курс). Регионы предлагают разные модели, которые требуют тщательного изучения и апробации. Интересный опыт организации интенсивной годичной практики есть в Москве. Он должен быть всесторонне проанализирован, а лучшее из этого опыта - стать достоянием всей страны. Наша задача - предложить оптимальные модели практики, ее обновленное содержание, а также проработать организационные и экономические механизмы.

Актуальна проблема учебно-методического обеспечения подготовки педагогов нового поколения. За последние годы издано большое количество учебной литературы по психолого-педагогическим дисциплинам. Но далеко не все пособия имеют необходимое для современной школы качество. В 2003 году был проведен анализ учебно-методической литературы, используемой вузами разных регионов. В общей сложности экспертизу прошли 92 издания. По ее результатам подготовлен проект аннотированного федерального перечня изданий, рекомендованных к использованию в педвузах, а также рекомендации по созданию нового поколения учебной литературы.

Сдерживающим фактором стала недостаточная осведомленность преподавателей вузов и школьных учителей о ходе модернизации общего среднего образования. Для решения этой проблемы в федеральных округах на базе педвузов, выигравших конкурс ФПРО, созданы центры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Продолжается создание ресурсных центров дистанционного образования в регионах, что позволит обеспечить повышение квалификации и переподготовку учителей.

Большое значение мы придаем работе, направленной на информационно-методическую поддержку педагогического образования. Выпускники должны быть готовы к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока и занятий в вузе и колледже. Использование компьютера, проектных и других активных методов обучения диктует новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса, самостоятельной работы, новые подходы к созданию учебной литературы. Это значит, что предстоит внести серьезные коррективы в методическую подготовку педагогов.

Это неполный перечень того, что нам удалось сделать за довольно короткий срок. Закладывается хорошая основа для обеспечения качественного прорыва в педагогическом образовании.

Но проблемы остаются. Продолжается дискуссия по поводу содержания общего среднего образования, профильного обучения, единого государственного экзамена и так далее... В принципе дискуссия - явление положительное, в спорах рождается истина. Однако недостаточная теоретическая проработка концептуальных вопросов приводит к тому, что мы вынуждены проводить модернизацию, по сути дела, самостоятельно определяя самим себе социальный заказ.

Вряд ли можно ожидать серьезного улучшения качества подготовки учителей без укрепления материально-технической базы педагогического образования. Надо признать, что некоторые педвузы оснащены хуже, чем школы и гимназии, для которых они готовят кадры. В 2003 году в этом направлении были предприняты определенные шаги, но их явно недостаточно. В плачевном состоянии находится лабораторная база. Требует значительных средств содержание общежитий, ведь большинство студентов педагогических вузов (за исключением столичных) - сельские жители. Всех нас тревожит старение педагогического корпуса, недостаточный приток молодых учителей в школу, текучесть кадров. Необходимо отдавать себе отчет: ситуация изменится лишь в том случае, если будут приняты эффективные меры, направленные на повышение социального статуса педагога, и в первую очередь на увеличение его заработной платы и социальной защищенности. Причем решать эту проблему должы не только регионы. Человек, выполняющий важнейшую государственную задачу обучения и воспитания подрастающего поколения россиян, заслуживает заботы государства. Такая забота должна быть приоритетом его экономической и социальной политики.