ПРОГРАММА-МИНИМУМ

Торжественная линейка во дворе учебного центра поселка Московский началась в 17-00. Главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ отметил: «Великолепный день подарила нам природа: солнечный, тихий, ласковый. Кажется, будто ветер шепчет: «Почему нельзя всегда жить так же мирно, как сегодня?» Я думаю, что именно от нас с вами, от учителей, зависит, как мы будем жить, какими будут наши дети, какой будет наша страна».

Русская народная мудрость гласит: каждый мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Учитель года-2003 - историк и директор 166-й гимназии Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев программу выполнил на две трети. Вместо постройки дома навел порядок в школе. По традиции посадил дерево на аллее победителей. Осталось воспитать сына.

Председатель предметного жюри Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации, признался, что на каждого участника конкурса приходится 0,8 члена жюри, соответственно ни один учитель не останется без внимания.

После торжественной линейки гости конкурса отправились в актовый зал на «голубой огонек». Там у официальных ведущих - Евгения ТРАВИНА, учителя экономики из Ленинградской области, и Елены СМОЛИНОЙ, музыканта и директора 1923-й московской школы - появились озорные соведущие - директор 50-й школы Рязани Роман ВОЛКОВ и биолог Сергей ЦИКЛОВ из города Кольчугино Владимирской области.

По итогам игры «Сто к одному», которую провел Центральный федеральный округ, оказалось, что самый популярный фильм о школе среди конкурсантов - «Доживем до понедельника».

На «голубом огоньке» выступила и Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки. Призыв выйти на Всероссийскую забастовку, которая пройдет в конце октября, нашел понимание среди учителей.

ЗАКЛУБИЛИ

С праздника учителя разошлись рано, им нужно было подготовиться к конкурсному испытанию «Представление опыта работы». В кулуарах конкурса члены предметного жюри спорили - не окажется ли этот этап фикцией. Ведь на заочном этапе они уже отсмотрели документы каждого участника своей номинации. Но с другой стороны, услышав рассказ о работе из уст живого человека, можно понять, насколько самостоятельны идеи, которые он предлагает.

Владимир ГОЛОВНЕР, работающий в предметном жюри «Химия, биология», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997» заметил:

- Я бы предложил немного снизить требования к материалам участников. Часто теоретическое обоснование опыта работы создает учителям проблемы на самоанализе. Конкурсанты - не методисты и зачастую не в состоянии ответить на вопросы жюри.

Представление опыта для учителя самая нелюбимая форма работы. Только представишь, как стоишь перед жюри и, пытаясь справиться с волнением, рассказываешь про свои наработки, сразу мурашки по телу пробегают. Другое дело хобби-клуб, внеконкурсное испытание. Здесь учитель чувствует себя свободно.

Как часто можно услышать от учителя: мое хобби - это работа? Для Андрея ЛУКУТИНА, историка из 666-й московской школы есть свои 8 чудес света. Лукутин, например, автор учебников по истории и обществознанию, руководитель школьной театральной студии и виртуальный методист ФИО. Но самое главное чудо, ради которого он может бросить все предыдущие, - жена Светлана и дочь Анастасия.

Джаннет КУЛИЕВА из Кабардино-Балкарии воспитывает двоих сыновей, считайте, это ее хобби. Кроме того, Джаннет великолепно готовит национальные блюда и танцует.

Жизнь семи федеральных округов будет представлена на конкурсе. Для этого каждому округу выделяется один день. Угощение коллег традиционными для региона напитками и деликатесами, выпуск стенгазеты, национальные песни и танцы - каждый удивляет по-своему.

22 сентября - день Дальневосточного федерального округа, вечером перед ужином учителей приглашают на дегустацию настоящей сахалинской красной икры. Курирует работу конкурсантов клубист (так называют умудренного опытом участника прошлых лет) Александр ГЛОЗМАН, московский учитель технологии, победитель 1997 года. Конкурсанты от клубистов поначалу стонут. Кураторы занимают все свободное время, но вскоре педагоги привыкают и мужественно переносят накопившуюся усталость. Тем более что большинство из них в Москву приехали за профессиональным общением.

Утром следующего дня учителя разъезжаются по школам Москвы.

СНОВА В ШКОЛУ

Не обошлось без приключений. Микроавтобус с историком Оксаной СОЗИНОВОЙ из Перми, которая по жребию должна была давать первый урок, застрял в пробке. В итоге Оксана Дмитриевна вошла в класс за 5 минут до звонка.

Члены жюри тоже добирались с приключениями. Учитель химии Владимир ГОЛОВНЕР долго искал 812-ю школу по адресу Мичуринский, 24. Оказалось, что в Москве два здания имеют одинаковый адрес. Одно находится в Олимпийской деревне, другое непосредственно на Мичуринском проспекте.

Наталья ШУСТРОВА, литератор из Псковской области, давала урок по Пастернаку. Лаконичный и стройный разбор стихотворения «Снег идет» стал символичной аркой между учителем и учеником, между поэтом и читателем.

Из кабинета «англичанки» Эльвиры ЖАНОВОЙ из Башкортостана перед началом урока доносился дружный смех. Эльвира Анваровна - мастер общения. Ее задача - создать комфортную ситуацию на уроке, чтобы дети изучали иностранный язык с улыбкой.

Роман АБРАМОВ, учитель биологии и директор сельской школы из Тамбовской области, попав в московскую школу, первым делом отправился перерисовывать стенды и изучать ее как управленец. «Я доволен своим уроком, - Роман коммуникабельный учитель и творческий человек. - Правда, уже потом я понял, что было бы гораздо интереснее провести занятие по теме «Распространение семян и плодов» не в учебном классе, а в виде экскурсии на свежем воздухе».

На оценку урока жюри отвели 90 баллов из ста. После того как счетная комиссия подсчитала баллы, стало очевидно, что стоило рассказать жюри о ранжировании оценок заблаговременно. Тогда бы не возникла парадоксальная ситуация, при которой от номинации «Иностранные языки» в следующий тур вышли 10 из 11 участников, а от других номинаций - по 2-3 человека.

ДЛЯ ЧИСТОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

На подведении итогов второго тура утром 24 сентября Валерий САЛАХОВ, директор сургутской Высшей гимназии-лаборатории, предложил участникам самостоятельно решать, кто же окажется в третьем туре. «У меня в руках два списка. В одном 30 фамилий, в другом 39. Разрыв в баллах между

30-м и 39-м местом так невелик, что мы решили спросить у вас, как нам поступить». Участники единогласно выбрали список с 39 фамилиями.

Проигравших и обиженных в итоге не было. Те, чьи фамилии не прозвучали со сцены, оказались в жюри. В этом году Эдуард НИКИТИН предложил, чтобы третий тур «Учителя года» оценивали сами конкурсанты. Педагоги просмотрели 39 уроков за три дня. Для чистоты эксперимента Эдуард Михайлович создал судейскую коллегию старейшин, в которую вошли делегаты из предметных жюри (по одному от каждой номинации). Их оценки никак не повлияют на результат третьего этапа конкурса, но они позволят судить о степени объективности учителей-судей.

27 сентября, когда подписывался номер газеты, в актовом зале учебного центра объявляли результаты третьего тура - традиционную «пятнашку» финалистов.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ

Окончание спецрепортажа читайте в следующем номере газеты «Мой профсоюз»