Современный школьник совсем не похож на того, который учился еще 15 лет назад. Изменились его взгляды, ценности, поведение, отношение к старшим. К сожалению, отчетливее стали проявляться такие качества, как индивидуализм, конфликтность, потребительство.

Даже опытному преподавателю не просто сегодня общаться с учениками, что уж тут говорить о начинающем учителе.

Одиннадцать процентов молодых педагогов, опрошенных Московской организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ, не смогли наладить продуктивные контакты с учениками, и в результате их отношение к профессии изменилось в худшую сторону.

Самой большой трудностью для начинающего педагога является недисциплинированность школьников. Особенно болезненно реагируют на нее учителя в первые два года работы. В последующие два года большинство адаптируется к этой проблеме, но у трети она по-прежнему стоит на первом месте. Через 4-5 лет эта проблема вновь обостряется. Администрация школы перестает опекать молодого специалиста, и у некоторых учителей появляется ощущение того, что они не могут справиться с учениками самостоятельно. К тому же зачастую повзрослевшие дети пытаются утвердиться как личности и выйти из-под контроля взрослых, что отражается на дисциплине.

Некоторым учителям (15%) сближению с подопечными мешает низкий уровень нравственности школьников. Каждый третий педагог считает это одной из значимых проблем системы образования. Причем статистика показывает, что вначале молодой специалист не вполне осознает эту проблему. Если на первом году работы она тревожит 21,7% преподавателей, то через 4-5 лет уже 32,9%.

Недостатки морально-этического воспитания детей вызывают у молодых учителей неуверенность и сомнения в том, что они могут найти оптимальные способы воздействия на ребят. Эти проблемы стоят не только перед педагогами, но и перед обществом в целом. Здесь есть над чем работать и государству, и родителям. Необходимо формировать новые взаимоотношения между школой, семьей и учащимися, центром которых должно стать образовательное учреждение. Пока же, несмотря на наличие в школах родительских комитетов, попечительских советов и других общественных организаций, качественное воспитание не стало реальностью в семье, школе, государстве, обществе в целом. Вероятно, поэтому почти каждый 4-й молодой специалист считает взаимоотношения с родителями учеников одной из основных трудностей в работе, отводя ей по значимости 3-е место. Независимо от стажа 20-24 процента опрошенных молодых учителей испытывают сложности при контактах с ними. Большую роль здесь играют индивидуальные качества педагога, в частности уровень его тревожности.

Другой фактор, затрудняющий общение с родителями, - неприязнь учителя к ученикам. В той или иной степени такая антипатия выявлена у 26 процентов опрошенных педагогов. Скорее всего, эти люди ошиблись в выборе профессии и их уход из школы предопределен.

Чаще всего отношениями с родителями не удовлетворены те педагоги, у кого нет собственных детей (25,5%).

Многое в общении с папами и мамами зависит от степени интереса учителей к своей работе. При его снижении 27,2 процента молодых учителей испытывают трудности и психологический дискомфорт при взаимодействии с родителями. При сохранении интереса к работе процент тех, кто отметил сложности в общении с родителями, снижается до 20,3 процента.

Исследования показали, что успешность молодого специалиста во многом зависит от него самого - его профподготовки и психологических качеств.

Но даже при хорошей подготовке начинающему учителю не хватает практического опыта, и ему необходимо помогать - систематически и деликатно. Эту помощь и моральную поддержку ему должны оказывать не только коллеги, но и родители учеников, и сами ребята. Ведь они заинтересованы в том, чтобы молодой учитель не ушел на другую работу, а полюбил свою профессию и научил детей стремиться к знаниям.