Возьмем наш Рубцовский район. На первый взгляд, ситуация благополучная: все школы укомплектованы кадрами, 73,3% педагогов имеют высшее образование, ежегодно четвертая часть учителей проходит повышение квалификации. Но если смотреть глубже, то картина нерадостная. Педагогический корпус стареет. Уже сегодня 47% учителей - это специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. За последние годы в школы пришли только 14 молодых педагогов. Даже обучающиеся по целевому направлению делают все, чтобы устроиться на работу в городе, и чаще всего трудятся не по специальности, полученной в вузе. Думаю, всем понятно, что основная причина - неоправданно низкий уровень оплаты труда. В районе средняя зарплата за 2004 год в образовании составила 2407 рублей. Рост по сравнению с 2002 годом - 12%. Конечно, такое повышение не улучшило реального положения учителей, так как инфляция давно «съела» надбавку.

На уровне района социальные проблемы педагогов мы всегда стремимся решать в первую очередь. Несколько лет назад было подписано соглашение между администрацией района, комитетом по образованию и районным советом профсоюза. Взятые обязательства стараются выполнять все стороны. Никогда не стоял вопрос о сокращении доплат учителям или отдельных ставок. Наоборот, увеличили часы в системе дополнительного образования, ввели ставки социальных педагогов, психологов, поэтому при сокращении нагрузки, вызванном демографической ситуаций, учителя не потеряли зарплату. Уже несколько лет мы регулярно выплачиваем компенсацию на книгоиздательскую продукцию, погашены долги прошлых лет. Сельские администрации своевременно осуществляют подвоз топлива к домам учителей. Именно педагогам в первую очередь предоставляются льготные ссуды на улучшение жилищных условий. Введены доплаты молодым специалистам за первые три года работы.

Директорам школ, уборщицам, работникам школьных столовых также установлены доплаты.

При определении группы оплаты труда руководителей школ мы вводим дополнительные объемные показатели. В соглашении зафиксированы льготы - оказание материальной помощи при уходе на пенсию, поощрение за успешную работу и другие.

Но материальное положение педагогов, особенно молодых, остается тяжелым. Чтобы обеспечить семью, многие содержат подсобное хозяйство. Казалось бы, что в этом плохого? Но высокая психологическая нагрузка в школе накладывается на такую же высокую физическую нагрузку. Налицо вторая проблема: высокая заболеваемость педагогов. В последнее время стало возрастать число жалоб на учителей. Взвинченное состояние педагога, душевная усталость сказываются на качестве преподавания и учениках. Санаторно-курортное лечение сведено к минимуму. Рухнула хорошо отлаженная система.

Обе проблемы - повышение оплаты труда и оздоровление педагогов - нужно решать на правительственном уровне. И подтолкнуть это решение может только одна сила - профсоюз.

Н.ЖИЖКОВА, заместитель главы администрации Рубцовского района, председатель Комитета по образованию, Алтайский край