- Мы не одобряем многие положения закона, не случайно три месяца профсоюзные организации выражали свой протест против его принятия. Внесены изменения и дополнения в 152 закона, полностью отменены 23 законодательных акта, из которых почти половина так или иначе касается системы образования. Но при этом закон содержит столько неопределенностей, неясностей, нечетких и противоречивых формулировок, что можно представить, какая неразбериха возникнет при его практическом применении. Не случайно уже сейчас аналитики предполагают, что в середине 2005 года жизнь потребует внесения в закон необходимых поправок, в том числе тех, что не были учтены на стадии его рассмотрения и принятия. Тут нельзя переоценить роль профсоюзных организаций субъектов РФ. Они должны не только пристально наблюдать и анализировать ход исполнения закона, но и предлагать те изменения и дополнения, которые крайне необходимы для системы образования. Мы должны быть готовы к активной законотворческой деятельности.

Например, отныне решение о реорганизации или ликвидации учреждения будет принимать орган власти того уровня, который финансирует его деятельность. Это противоречит Гражданскому кодексу РФ и может привести к бесконтрольному закрытию школ, училищ и вузов. Поэтому необходимо закрепить действовавшие ранее гарантийные механизмы участия законодательных (представительных) органов власти при решении этих вопросов.

В последние годы образовательные учреждения всех уровней выживали и даже развивались за счет того, что оказывали населению платные услуги. Отныне резко ограничиваются возможности учреждений использовать доходы от предпринимательской деятельности для своих нужд, в том числе для повышения уровня оплаты труда, создания фондов материальной поддержки работников и студентов. Государственное и муниципальное учреждение не может иметь лицевой счет в банковских или других кредитных организациях. Финансовые средства, не использованные в текущем году (полугодии, квартале, месяце), могут быть у него изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования на следующий период. При этом полностью исключены положения, касающиеся ответственности органов власти или самих учреждений за развитие их материально-технической базы.

Платная образовательная деятельность теперь будет считаться предпринимательской даже тогда, когда доходы от нее реинвестируются в учебный процесс. Учреждениям в любом случае придется платить налоги. Профсоюз будет настаивать на сохранении в федеральном законодательстве положений, обеспечивающих финансово-хозяйственную самостоятельность и льготный налоговый режим для образовательных учреждений.

В новом законе принципиально изменен механизм обеспечения педагогов денежной компенсацией на книгоиздательскую продукцию. Работники учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, лишаются федеральных гарантий. Размер компенсации теперь будут устанавливать региональные и местные органы власти. Территориальные профсоюзные организации должны принять активное участие в разработке региональных и муниципальных актов, устанавливающих размеры и порядок выплаты этой компенсации. В том числе они должны не допустить установления какой-либо отчетности по ее использованию.

Главной задачей профсоюза сегодня становится борьба за достойную зарплату работников образования. Государство устанавливает разноуровневые тарифные системы и дифференцированный порядок их применения в зависимости от уровней бюджетного финансирования. Это, во-первых, означает отказ от федеральных государственных гарантий, а во-вторых, приведет к ограничению в трудовых правах работников, прежде всего по признаку места жительства.

Отныне уровень зарплаты будет зависеть от подведомственности учреждений образования. Для федеральных государственных учреждений его будет определять Правительство РФ, для региональных - органы госвласти субъектов РФ, для муниципальных - органы местного самоуправления (статья 143 Трудового кодекса РФ). При этом регионы, получающие дотации из федерального бюджета (а их в России не менее 80% от общего числа), не могут устанавливать для работников образования более высокие размеры оплаты труда, чем те, что предусмотрены на федеральном уровне. Для них это «потолок». Причем достигать его субъекты РФ вовсе не обязаны. Единственной федеральной гарантией по оплате труда работников в регионах независимо от их квалификации теперь будет минимальный размер оплаты труда. Сегодня это 600 рублей.

Подведем предварительные итоги:

1. Для федеральных образовательных учреждений пока сохраняет свое действие Единая тарифная сетка.

2. Полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по самостоятельному установлению размеров и условий оплаты труда бюджетников вступают в силу с 1 января 2005 года и с 1 января 2006 года, соответственно.

3. Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, уже вряд ли будут разработаны РТК до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2005 год.

Сегодня уже нет смысла сетовать по поводу принятого закона. Нам надо оценить то, что удалось сделать за три месяца борьбы. Мы постоянно информировали депутатов Госдумы РФ, ректорский корпус, педагогическое сообщество о том, чем грозит принятие данного закона. Мы добились внесения в Трудовой кодекс РФ поправки, позволяющей сохранить право отраслевых профсоюзов на участие в определении единой политики в сфере оплаты труда работников образования и других бюджетных отраслей.

В Трудовой кодекс включены положения о том, что РТК ежегодно, до внесения в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки, доплаты и надбавки, которые правительство, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны учитывать при определении размеров финансирования учреждений бюджетной сферы.

Сохранено право педагогических работников в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, на первоочередное предоставление им жилой площади. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Сохранен порядок ликвидации сельских школ и детских садов, при котором решение должно приниматься с согласия схода жителей.

Выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда (сумма увеличивается в пять раз).

Из текста закона исключены некоторые пункты, против которых мы возражали. В первую очередь они касались автономии образовательных учреждений и источников их финансирования.

Под давлением профсоюзов удалось сохранить в Трудовом кодексе РФ статьи, предусматривающие статус минимального размера оплаты труда. В законе №122 записан тезис о необходимости поэтапного приближения МРОТ к прожиточному минимуму.

В законе есть статья, обязывающая органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, как минимум, не снижать в 2005 году размеры оплаты труда (включая надбавки и доплаты), достигнутые по состоянию на 31 декабря 2004 года. По мнению депутатов Государственной Думы, это положение позволит сохранить повышенные на 25% ставки педагогическим работникам и другим специалистам бюджетной сферы в сельской местности, а также все повышенные ставки и оклады за специфику работы в учреждениях для детей-сирот и коррекционных учреждениях.

Вместе с тем мы констатируем, что Правительство РФ не предприняло конкретных и эффективных шагов по реальному повышению заработной платы работников образования и других бюджетных отраслей. Оно уже не ставит вопрос об ускоренной разработке и введении отраслевых систем оплаты труда.

По итогам первого полугодия нынешнего года правительство не внесло в Госдуму РФ предложений по индексации заработной платы бюджетникам, несмотря на обеспеченный профицит федерального бюджета и стабилизационный фонд, размер которого, по информации Минфина РФ, составляет уже не менее 500 млрд. рублей.

Между тем в коллективах образовательных учреждений уже сейчас возникает социальная напряженность, так как по меньшей мере в 70 субъектах РФ нет никаких четких решений по всему кругу вопросов, связанных с оплатой труда бюджетников. Это касается порядка, размеров и сроков проведения индексации зарплаты, сохранения права на повышенные на 25% ставки и оклады специалистам, работающим в сельской местности, и так далее.

Уже в 2004 году три субъекта РФ направят на выплату зарплаты бюджетникам от 40 до 45 % своих доходов, 24 региона - от 45 до 50%, 9 регионов - свыше 50%. Цифры неплохие, но подавляющее число регионов при этом в своих расходах превысят барьер в 40 %, а именно он считался критическим во времена массовых неплатежей 1998-1999 годов. Отсюда следует вывод, что в 2005 году могут возникнуть проблемы не только с увеличением зарплаты в бюджетной сфере, но и с сохранением ранее достигнутого уровня. Тем более, что распределение доходов складывается в пользу центра. В федеральном бюджете предполагается аккумулировать 54% доходов консолидированного бюджета страны.

На реализацию всех переданных им полномочий субъектам РФ в 2005 году потребуется не менее 400 млрд. рублей. Но общий объем средств, которые планируется выделить на поддержку регионов, по заявлению министра финансов Алексея Кудрина, составит лишь 345 миллиардов. На обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в связи с разграничением полномочий будет направлено 189,9 млрд. рублей. Федеральный центр изначально планирует нехватку средств, хотя стабилизационный фонд в следующем году сосредоточит около 720 млрд. рублей.

По мнению министра финансов, в регионах зарплата бюджетников будет проиндексирована не ранее второго квартала следующего года, потому что субъектам РФ придется решать и другие проблемы, в частности, готовиться к отопительному сезону.

В этой ситуации профсоюзу необходимо предпринять шаги, которые позволят максимально предотвратить ухудшение материального положения работников образования.

Мы планируем обратиться в Госдуму, Совет Федерации и в Правительство РФ с предложением ускорить разработку федеральных законов, направленых на реализацию закона № 122, в том числе расширить полномочия РТК в части определения единых рекомендаций по оплате труда бюджетников. Чрезвычайно важно предусмотреть в федеральном бюджете на 2005 год необходимые ассигнования на оказание финансовой поддержки регионам для обеспечения индексации заработной платы работникам образования.

Кроме того, мы обратимся в Министерство образования и науки РФ с предложениями о совместной разработке рекомендаций по системе оплаты труда работников отрасли для внесения их в РТК.

Нам надо внимательно наблюдать за реализацией закона № 122 в регионах, готовить и систематизировать предложения о внесении в него изменений и дополнений.

Правительство без согласования с РТК внесло в Госдуму предложения по поводу увеличения размера минимальной оплаты труда на 20%. Причем чиновники оценивают это как первый реальный шаг по приближению МРОТ к прожиточному минимуму. Можно подсчитать, сколько еще таких шагов придется сделать и сколько времени для этого потребуется, если прибавлять каждый год по 120 рублей.

Предметом нашего спора с правительством остается его нежелание повышать зарплату работникам образования. Мы требовали проиндексировать ее на 50 % в 2004 году и поднять в два раза в 2005 году, поэтому были проведены пикеты, митинги и другие акции. Сегодня мы должны по-прежнему настаивать на выполнении этих требований. Мы не согласны со многими положениями принятого закона, но в первую очередь нас не устраивает отсутствие федеральных государственных гарантий по оплате труда работников образования.

Переговоры с правительством продолжатся. В том случае, если нам так и не удастся прийти к согласию, мы планируем провести второй этап коллективных действий Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы в форме Всероссийской забастовки в октябре 2004 года.

Возникает вопрос: как заявлять о возможной забастовке, если губернаторы на августовских педсоветах заверяли педагогическую общественность, что никаких изменений в худшую сторону в оплате труда не предвидится?

Но разговор, во-первых, идет только о будущем 2005 годе, а во-вторых, губернаторы обещают лишь сохранить достигнутый уровень. Между тем достойно жить на сегодняшнюю зарплату, не дотягивающую до прожиточного минимума, учитель уже не может и не должен. Сейчас зарплата определяется с учетом единых общероссийских нормативов, а какими будут нормативы завтра, сказать невозможно. Именно поэтому нам уже сегодня нужно вести себя самым решительным образом. Нас не должны убаюкивать обещания губернаторов. О том, как трудно им придется при исполнении полномочий, передаваемых с федерального уровня на региональный, можно только догадываться. Требуя увеличения зарплаты, мы совпадаем с интересами регионов в целом, ибо добиваемся оказания им помощи из федерального бюджета.

Госдума обещала по результатам исполнения бюджета в первой половине 2004 года вернуться к рассмотрению вопроса об индексации зарплаты работников бюджетной сферы. Однако до сих пор правительство такого предложения в Думу не вносило и депутаты этот вопрос не поднимали. Мы должны не только напомнить народным избранникам об их обещании, но и настойчиво требовать его исполнения.

P.S. Решения, принятые президиумом профсоюза и Советом Ассоциации, опубликованы в прошлом номере «МП».