Однажды после очередного семинара я решила провести урок в 5-м классе по методике, предложенной главным редактором газеты «Библиотека в школе» О.К.Громовой. В ходе работы я не ставила себе целью изучать русский характер, а всего лишь взяла малоизвестную индийскую сказку «Не давай совета глупому». Главной задачей было просто посмотреть, получится ли у меня урок, не требующий от детей какой-то определенной подготовки, или нет.

Я принесла в класс большую контурную карту, где была обозначена Индия, и попросила детей вписать в полуостров все, что они знают об этой стране. Затем разделила класс на несколько небольших групп и прочитала им начало сказки. Там говорилось о том, что на одном дереве птицы свили себе гнездо. Однажды пошел сильный дождь, птицы укрылись в своих гнездах, а под деревом мокли и дрожали от холода обезьяны.

Здесь я остановилась и попросила детей продолжить сказку, не заканчивая ее. Через 5 минут были заслушаны ответы представителей групп. В трех группах из четырех дети написали, что птицы пригласили обезьян к себе в гнездо.

Как это свойственно русскому человеку! Традиционно он всегда отличался гостеприимством и милосердием. Еще в старые добрые времена русские люди давали приют нищим и убогим, для тех всегда находился и кусок хлеба, и угол, где можно было переночевать. А уж в непогоду - тем более...

И вот дети тоже почти единодушно решили, что птицы должны были пригласить обезьян к себе. Только в одной группе написали так: «Птицы засомневались,стоит ли приглашать обезьян к себе - кто знает, какие они, эти обезьяны?» Это тоже свойственно русскому человеку - все делать не торопясь, обстоятельно. (И все же первая мысль была - пригласить!)

А на самом деле в индийской сказке птицы вовсе и не думали этого делать. Они просто посоветовали обезьянам построить себе жилище. Тогда те со злости и разорили птичьи гнезда. Такой вот был у сказки конец.

Я не знаю, какой конец придумали бы дети, если бы им заранее не было известно название сказки, а то конец ее почти совпал с окончанием индийской - «Не давай совета глупому». В другом классе, не давая названия, я просто зачитала начало сказки и, как и раньше, попросила детей продолжить ее. И снова, как и на предыдущем уроке, птицы, по детской версии. пригласили обезьян к себе. Мало того, некоторые дети написали, что птицы и обезьяны стали дружить и построили себе большое гнездо, чтобы никому не было тесно. Гнездо строили птицы, а обезьяны в это время кормили их бананами. Свою новую сказку дети назвали «Как птицы с обезьянами подружились». Вот так через сказку ярко выявились черты русского национального характера - доброта, гостеприимство, способность сопереживать другим, готовность пожертвовать собственным благополучием ради других. Ведь в тот момент, когда птицы приглашали обезьян к себе, они совсем не думали, что обезьяны могут разорить их гнезда, пусть даже не умышленно. В данном случае они проявили милосердие, что так свойственно русскому народу.

Таким образом, в результате нехитрого эксперимента я выявила, что черты самобытного русского характера, которые складывались веками, несмотря на изменившееся время сохранились, и это очень радует!

Валентина КЛОЧКОВА, библиотекарь школы №1004

Москва