Закономерно возникает вопрос: насколько правомерно преобладание такого подхода к преобразованию сельских школ, как укрупнение? Не является ли эта идея спорной? Имеет ли право на жизнь иная точка зрения, согласно которой приоритет в образовательной политике должен быть отдан сохранению и развитию малочисленных школ, поиску путей повышения эффективности их работы? И если имеет, то как модернизировать малочисленную школу и повысить качество образования сельских школьников?

Малочисленные сельские школы - не временная, а постоянная категория в российском образовании. Причины - географические особенности нашей страны, территориальная разобщенность и отдаленность сел. Да, с каждым годом в силу неблагоприятной демографической ситуации, затянувшегося кризиса агросферы, административных решений по изменению сети сельских школ их становится все меньше. Но малочисленная школа как чисто российское явление сохранится и будет существовать долго. Таковы особенности нашей страны, непонимание или игнорирование которых всегда приводило к разрушительным последствиям.

Малочисленная сельская школа - уникальный социально-педагогический феномен. В маленьких школах учитель не просто работает, он живет жизнью детей. Педагог воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. В малочисленных школах каждый учитель знает каждого ученика по имени. Знает его родителей, братьев, сестер, положение ребенка вне школы. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны. И в этом плане их никогда не заменят укрупненные учреждения.

В отдаленных деревнях России, там, где обучение приближено к месту жительства детей, школа давно стала для них местом общения, досуга, приобщения к труду, искусству, спорту. Здесь ребенок имеет гораздо больше шансов оказаться в атмосфере любви и заботы, человеческого внимания к его нуждам, проблемам и интересам. В условиях социальной нестабильности индивидуальное внимание к каждому ребенку выступает важнейшим средством сохранения его психического и физического здоровья.

В малочисленных школах реально индивидуальное обучение учащихся, которое, в силу ухудшения здоровья детей, их недостаточного культурного развития, является средством позитивной социализации сельского ребенка.

В тех малочисленных школах, где учителя работают творчески, школьники видят сегодняшний мир через призму одухотворенной деятельности школы и входят в современный социум, сопровождаемые материнским участием учителя в их жизни.

Не будем забывать, что сельская малочисленная школа во многом национальна. Связь обучения и воспитания с народными традициями, культурой - важнейшие составляющие процесса формирования национального самосознания.

Ученик малочисленной школы живет в особом, близком и родном ему жизненном пространстве, выпадение из которого является для него сильнейшим стрессом. Вот почему адаптация ребенка к новой школе - вовсе не надуманная, а серьезная социально-психологическая проблема.

Маленькая школа, как правило, живет радостями и бедами сельских жителей. В глухих деревнях педагоги вместе с детьми организуют свой досуг, вместе решают и другие социальные проблемы. Эта социальная деятельность школы создает для жителей ощущение полноты и целостности мира. Об огромном значении самого факта присутствия учителя в жизни села можно судить по письму Л. Градской, педагога из Псковской области. Она пишет: «Мне иногда кажется, что в нашей деревне к учителям-энтузиастам многие относятся как к инопланетянам. Но это связано с тем, что мы всей деревней переживаем кризис: развалилось все, где была работа и стабильный доход, расцвело пьянство. Именно родители-пьяницы нас и не любят - за то, что «чистенькие», «правильные», за то, что не запустили свои огороды и доим своих коров, за то, что приходим к ним с семенами и призываем посадить овощи, чтобы была хоть какая-то еда у их детей, которых мы стараемся подкармливать. Спивается поколение родителей, и школа им как бельмо на глазу. А пожилые люди по-прежнему и к школе, и к педагогам относятся с уважением, но держат нас под прицелом: все замечают, обсуждают. Мы не вправе забыть об общественном мнении».

Бесспорно, сегодняшнее положение малочисленных школ вызывает разные чувства. Одни школы поражают своей самодостаточностью, глубиной инновационных процессов, способностью работать творчески, несмотря на многочисленные проблемы. Состояние других заставляет осознавать масштаб кризиса, поразившего малочисленную школу. В условиях рынка неизбежен селективный подход в образовании, согласно которому максимальной поддержки заслуживают учреждения с инициативно-деятельным потенциалом, обладающие энергией созидания. Отправной точкой в решении судьбы малочисленной школы должен быть профессионализм самого коллектива, его способность преодолевать трудности.

Если у школы есть сильный лидер, работоспособный и сплоченный коллектив, то, несмотря на многие трудности, она может эффективно работать и модернизироваться.

Что значит сегодня модернизировать малочисленную школу? Это значит обновить все компоненты ее деятельности, найти новые решения старых проблем, предложить идеи, реализация которых вдохнет новые силы в жизнь школы, преобразует образовательный социум малых поселений.

Да, малочисленная школа России конца XX - начала XXI вв. прошла сквозь непосильные испытания: отход государства от поддержки образования, шквал социальных проблем (безработица, алкоголизация населения, бедность), систематические нарушения прав учителей. За последние 10 лет она не получала достаточной помощи ни от главного образовательного ведомства страны, ни от педагогической науки. Но самая жизнеспособная ее часть сохранилась, развивается и настойчиво модернизируется, ожидая если не материальной помощи, то хотя бы осознания того, что малая школа России как органичная часть сельского социума имеет право гражданства.

Напомним, что в начале 80-х годов XX века переориентация курса правительства на сохранение малочисленных, прежде всего начальных, школ была вызвана потребностями сельскохозяйственного производства в кадрах механизаторов, доярок. Сегодня такая потребность тоже существует, но обусловлена она социальными причинами: необходимостью реанимировать социальную жизнь села. Решить эту задачу при определенной поддержке в большинстве деревень может только школа.

В 80-е годы наблюдался пик активности нормотворческого процесса в отношении малочисленных сельских школ. Сегодня они стали заложницами устаревших нормативов, вопрос о пересмотре которых даже не поднимается в главном образовательном ведомстве страны.

Мы далеки от мысли, что проблема малочисленных школ имеет простое или однозначное решение. Это сложнейшая проблема в образовании, включающая экономические, социальные, психолого-педагогические аспекты. Очевидно одно: судьба каждой малочисленной школы должна стать предметом всестороннего анализа. В противном случае решение о ее ликвидации не только будет темным пятном на совести руководителей, но и потребует значительных финансовых средств и усилий по устранению его негативных последствий. В своем письме А.Ф. Юшина, теперь уже бывший директор Шерлягской школы Троицко-Печорского района Республики Коми пишет: «Местные власти закрыли школу как-то по-скорому, боясь, чтобы не помешало что-то их желанию. Что в результате получилось? Всех детей не устроили учиться. Пятеро учеников вот уже два года находятся дома. Глядя на них, еще двое ребят бросили учебу и тоже приехали в Шерлягу, чтобы бездельничать. Кто ответит за то, что лишены будущего эти семь человек? А ведь это только в одной Шерляге...». Комментарии, на наш взгляд, не требуются.

Выражаем уверенность, что чувство социальной ответственности за судьбу каждого ребенка, за будущее села станет главным критерием в определении перспектив развития малочисленной школы. Надеемся, что малочисленные школы, которые обеспечены кадрами, имеют активно и творчески работающих учителей, будут сохранены, ибо их разрушение обернется разрушенной жизнью детей, учителей, жителей села.

Марина ГУРЬЯНОВА, главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования