Тыва - один из беднейших регионов России, ее бюджет на 97 процентов дотационный. Что это значит, объяснять не надо. Не знаю, как в провинциях республики, а вот в столице - Кызыле учителя в среднем получают 1273 рубля при прожиточном минимуме в 2381 рубль. Коллективы женские, много матерей-одиночек, пенсионеров. Молодые в учителя не идут - профессия непрестижна из-за низкого уровня оплаты труда и недостаточной социальной защищенности работников образования. Они не могут дать своим детям высшее образование, нормально одеваться и питаться, о санаторно-курортном лечении и не мечтают. Нет возможности купить и выписать методическую литературу, необходимую для работы, задолженность за книгоиздательскую продукцию составляет 6 месяцев. Школы перегружены почти на 61%, три работают в три смены, остальные - в две, а наполняемость классов превышает все мыслимые нормы. Город не отпускает школам деньги на приобретение инвентаря, оборудования, текущий ремонт родители производят на свои деньги. Обо всем этом и написал Михаилу Фрадкову Олег Фортуна. Спрашивается, зачем, ведь сегодня почти из любого города России могло бы прийти такое же письмо - богатые столицы, и те нынче редкость. Но написал Олег Владимирович потому, что у кызылских учителей есть своя специфика проблем.

Когда был принят закон о повышении с 1 октября 2003 года ставки первого разряда ЕТС до 600 рублей, учителей Кызыла охватило воодушевление, потому что уже несколько месяцев они не получали зарплаты вообще. Но прошло оно очень быстро. Цены тут же подскочили так, что встал вопрос об элементарном выживании. Когда было подписано решение о повышении с 1 октября 2003 года учительских зарплат в 1,33 раза, учителя снова обрадовались, но ненадолго, ибо осталось оно только на бумаге. К тому же с 1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс, согласно которому лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, раз в два года имеют право на оплачиваемый за счет средств работодателя проезд к месту отдыха в пределах территории РФ. Вот только оплачивать отпуск, хоть в пределах России, хоть за ее пределами, никто учителям не торопился, делая вид, что никакого закона нет и в помине. Как и статьи 33 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которая тоже предполагает некоторые выплаты. Учителям объясняли и объясняют, что федеральный центр денег на реализацию закона не выделил. Про повышение зарплаты та же песня - нет финансов, и все тут. Но что интересно, когда учителя обращались в Минфин РФ, им отвечали, что деньги республике перечисляются исправно. Когда обращались в Минфин Тывы, следовал тот же ответ - деньги поступают в бюджет Кызыла, как положено. Выходит, все дело в городе. Именно здесь происходит нечто, мешающее учителям вовремя и в полном объеме получать свои зарплаты. И не только. Поскольку зарплаты выдавались как авансовые платежи, администрация города не делала отчисления по социальному налогу. Долг перед внебюджетными фондами нынче составляет более 71 миллиона рублей. У педагогов-пенсионеров нет возможности пересчитать размер пенсии, учителям не оплачивают больничные листы по временной нетрудоспособности, не выдают пособия на рождение детей.

Сегодня педагогам предлагают растянуть выплату долгов по пенсиям на 5 лет. С таким нововведением не сталкивались даже очень опытные финансисты и социальные работники. Словом, Фортуна решил все-таки дознаться: есть деньги у города или нет. Переписка началась с 22 января 2003 года - кызылские учителя и работники дошкольных учреждений послали письмо Главному федеральному инспектору в Республике Тыва Виктору Чернышову, изложили ситуацию и просили разобраться. Разбирались, судя по всему, долго, потому что 15 сентября 2003 года уставший от ожидания Фортуна обратился к прокурору Республики Камилю Кудряеву, пожаловался на противоправные действия Финансового управления администрации города Кызыла и попросил наказать виновных. 6 октября 2003 года пришло письмо от прокурора города Кызыла, советника юстиции В.Ведягина: «Прокуратурой Кызыла внесено представление на имя мэра Кызыла Д.К. Донгака, председателя комитета по образованию Администрации Кызыла Г.И. Гостевой об устранении и недопущении впредь подобных нарушений Трудового законодательства».

Похожий ответ пришел из прокуратуры республики за подписью Н.Астафьевой, начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов: «В ходе проверки установлены нарушения требований Трудового кодекса РФ и Закона РФ «Об образовании». По результатам проверки прокуратурой города Кызыла внесено представление об устранении нарушений вышеназванного федерального законодательства в адрес мэра города Кызыла Д.К. Донгака». Ответы впечатляли. Казалось, представления тут же воздействуют на мэра Кызыла, заставят его решить все проблемы. Но, видно, этого не произошло, потому что еще через месяц Фортуна обращается к советнику юстиции Валерию Ведягину и сообщает, что представления прокуратуры не возымели должного эффекта. Дальше - больше: 25 ноября 2003 года Фортуна пишет прокурору Республики Тыва Камилю Кудряеву, а 26-го - руководителю тувинской трудовой инспекции Чечек Юше и просит разобраться с тем, что творит финансовое управление администрации Кызыла.

Обращения, видимо, опять не возымели действия, потому что 2 декабря 2003 года учителя и работники детских садов обратились с открытым письмом к Президенту России, правительству, Министерству образования, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ. Нищие педагоги недоумевают: почему бюджетников делят на «федеральных» и «муниципальных». «Живем в одних условиях, - пишут авторы письма, - но одни имеют возможность жить, а другие вынуждены выживать». Работники образования удивлялись и тому, что неоднократно обращались во властные структуры и не получали надлежащего ответа на простые вопросы: почему они не получают зарплату вовремя? Куда уходят деньги, поступающие из федерального бюджета? Ответы - сразу два - поступили 24 декабря. Н.Астафьева написала, что «финансирование образовательных учреждений Финансовым управлением Минфина РТ по Кызылу на оплату труда осуществляется не в полном объеме. Средства на отчисления во внебюджетные фонды профинансированы только на 25%, в связи с чем прокуратура подготовила представление об устранении нарушений федерального законодательства мэру Кызыла».

Прокурор города Ведягин в своем письме признался, что «прокуратура Кызыла не может обязать Финансовое управление администрации города произвести выплаты согласно ст. 236 ТК РФ». Вон оно как!

В тот же день Фортуна обращается к председателю Законодательной палаты Великого хурала Республики Тыва Василию Оюну с просьбой при рассмотрении бюджета на 2004 год провести анализ рационального использования финансовых средств за 2003 год, сохранить все доплаты и надбавки, установленные решениями органов региональной и муниципальной власти, законодательно закрепить «прозрачность» исполнения бюджетов всех уровней. А кроме того, установить запрет на предоставление кредитов и бюджетных ссуд коммерческим структурам при наличии задолженности по зарплате бюджетникам.

Потом наступил новый год, и посыпались новые обращения. 20 января Фортуна направил письмо Управляющему отделения Пенсионного фонда по РТ Вадиму Оюну, рассказав о том, что почти два года администрация города не производит отчислений в Пенсионный фонд, что все представления прокуратуры к мэру Кызыла остаются без удовлетворения. А 20 мая 2004 года Олег Владимирович обратился к главному федеральному инспектору в Республике Тыва Виктору Чернышову, повторив свои прежние просьбы и высказав новую - дать информацию о том, какие суммы поступают из Минфина РТ в администрацию Кызыла. Чем дело кончилось, уже известно - отправлено письмо Фрадкову. Но все же возникает жгучий вопрос: если деньги отправляются из федерального центра в Тыву, то куда они исчезают, то есть на что тратятся?

Грешна, люблю читать ведомости. Между прочим, увлекательное занятие, с которым чтение детективов не идет ни в какое сравнение. Особенно, если ведомость рассказывает о финансировании деятельности чиновников. На этот раз я прочитала с пристрастием «Анализ динамики роста расходов на государственное управление», подготовленный информационно-аналитическим управлением Республики Тыва. Что же оказалось?

Рост расходов на содержание канцелярии председателя правительства в 2004 году достигнет 134,8%, а Минфина - 148,5%, при этом расходы на содержание аппарата возрастут в 2,2 раза. Не забыли себя Министерство труда и социальной политики (рост расходов - 122,5%) и Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений (рост - 116,1%). К тому же численность госаппарата в республике возросла почти в два раза. То есть количество чиновников увеличивается, содержание аппарата растет. Растет и количество учителей, живущих в бедности. Уменьшается одно: совесть чиновников, которые при бедных учителях позволяют увеличивать свои расходы за бюджетный счет.

Вот интересно, что ответит Олегу Фортуне Михаил Фрадков? Сам он, конечно, ответ готовить не станет, а помощники, скорее всего, напишут следующее: ничем, дескать, помочь не можем, с некоторых пор финансирование зарплаты работников образования - прерогатива субъектов РФ. Прерогатива, она, конечно, всегда прерогатива. Вот только кто эту прерогативу обеспечит деньгами, чтобы законы, принятые на федеральном уровне, не оборачивались на местах пустыми обещаниями, надеждами и ожиданиями?