Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, население Астраханской области выражают крайнюю обеспокоенность предлагаемой Правительством Российской Федерации реформой социальной сферы.

Изменения существующей системы социальных стандартов, предложенные проектом федерального закона, не только приведут к дальнейшему падению жизненного уровня социально незащищенных слоев населения, но и разрушат сложившуюся систему социальной поддержки как минимум 33 миллионов человек.

На территории Астраханской области около 380 тысяч граждан имеют право на получение различных видов льгот, для большинства из них это единственная возможность приобретать лекарства, оплачивать жилищно-коммунальные услуги, пользоваться телефоном и общественным транспортом.

Средний размер пенсии в Астраханской области составляет 1733 рубля. С принятием указанного федерального закона большая часть ветеранов будет обречена на нищенское существование. Они будут лишены возможности нормально питаться, одеваться и приобретать лекарства, лечиться, отдыхать в санаториях и домах отдыха.

Авторы проекта федерального закона предлагают замену социальных льгот на ежемесячные денежные выплаты, которые не компенсируют даже проезд в городском транспорте, не говоря уже о расходах на лекарства и телефон. Диапазон ежемесячных денежных выплат в случае принятия закона составит от 250 до 3500 рублей.

План федеральных властей по реформированию социальной сферы вызвал протест астраханских ветеранов, прежде всего - бывших фронтовиков. В проекте закона они не без оснований увидели бесцеремонное наступление на их жизненный уровень.

Льготы ветеранов - это не только деньги. Это еще и общественное признание, благодарность тем, кто строил и защищал страну. При подготовке законопроекта никто не поинтересовался: а что думают об этом сами ветераны? Все решили за них.

Правительство Российской Федерации предлагает заменить денежной компенсацией основные льготы: бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном и железнодорожном транспорте пригородного и междугородного сообщения, бесплатное санаторно-курортное лечение, 50-процентную скидку по оплате услуг телефонной связи, бесплатную установку телефона, бесплатное получение легковых автомобилей и другие. При замене льгот денежными средствами эти выплаты будут сразу же «съедены» высокими ценами и инфляцией. Эти новации обернутся катастрофой, особенно для пожилых льготников, живущих в городах, для которых принципиальна стоимость городского транспорта, и инвалидов, нуждающихся в медицинской помощи.

Многие льготы отменяются совсем. Так, отмена льгот донорам может вызвать рост потребности в донорской крови и плазме. Признание утратившим силу закона о социальном развитии села, согласно которому сельские медики и учителя получают надбавки к окладам и имеют право на первоочередное предоставление жилья, приведет к обострению кадровой проблемы. Отменяется существенная государственная гарантия для безработных граждан - бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению служб занятости.

Кроме того, Правительством РФ предусматривается передать с федерального уровня на региональный полномочия по предоставлению и финансовому обеспечению пособий гражданам, имеющим детей, льгот ветеранам труда и труженикам тыла, социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей, детей-инвалидов, предоставлению государственной социальной помощи малоимущим гражданам, установлению льгот реабилитированным лицам, что приведет к значительному увеличению финансовых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации. Для многих регионов, в том числе и для Астраханской области, бремя финансовых обязательств перед населением может оказаться непосильным.

Проектом закона отменяется один из основополагающих принципов построения системы оплаты труда, устанавливаемый на всей территории России федеральным законом.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы заменяется единой тарифной сеткой по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Таким образом, изменяются категории и уменьшается численность работников, оплата труда которых регулируется государством на федеральном уровне, тем самым оплата труда работников региональных бюджетных организаций ставится в зависимость от доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ должны будут до конца 2004 года принять огромное количество нормативных правовых актов, чтобы привести свое законодательство в соответствие с федеральным, в случае вступления в силу указанного законопроекта с 1 января 2005 года. В то же время остается открытым вопрос о перераспределении финансовых средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ для реализации вмененных регионам финансовых обязательств.

На реализацию вышеуказанного закона в 2005 году Астраханской области потребуется 7,1 млрд. рублей (при собственных доходах консолидированного бюджета в 6,2 млрд. рублей), в том числе из федерального бюджета - 1 млрд. рублей. Для полного финансового обеспечения расходных обязательств Астраханской области доходную часть регионального бюджета необходимо увеличить на 2,6 млрд. рублей.

С учетом вышеизложенного принятие законопроекта в том виде, в каком его предложило Правительство Российской Федерации, нецелесообразно. Считаем необходимым провести его более детальную проработку с внесением ясности по всем направлениям.

Губернатор Астраханской области А.Л. Гужнин

Председатель Государственной Думы Астраханской области И.П. Aнисимов

Председатель Астраханского областного объединения организаций профсоюзов

Председатель Астраханской областной организации ветеранов В.Ю. Бородин

Г.Г. Коноплев