НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере образования определены в настоящее время следующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 года №280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» определяет, что Министерство образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №288 «О Федеральном агентстве по образованию» определяет, что Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Федеральное агентство находится в ведении Министерства образования и науки. Данный орган организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» определяет, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

В этих постановлениях определены полномочия указанных органов.

ОПЛАТА ТРУДА

Может ли директор самостоятельно устанавливать доплаты и надбавки главному бухгалтеру школы, или их нужно согласовывать с централизованной бухгалтерией управления образования?

Пункт 11 статьи 32 Федерального закон от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения. Пункт 4 статьи 54 определяет, что образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Может ли директор школы при отсутствии заместителя по научно-методической работе замещать его на 0,5 ставки, если он при этом не ведет часы педагогической работы?

Разъясняем, что пункт 6 статьи 35 Закона РФ «Об образовании» устанавливает: «Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается». Следовательно, директор школы не может замещать заместителя директора школы.

До 2004 года в нашем учреждении все доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за работу в сельской местности производились из тарифного фонда согласно письму Минобразования от 03.03.1995 г. №16-М.

С 2004 года согласно Распоряжению главы администрации Новосибирской области стали требовать, чтобы все перечисленные выше доплаты производились из надтарифного фонда.

Разъясните, из какого фонда нужно производить данные выплаты и каким документом при этом руководствоваться?

Статья 144 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

В письме Минобразования РФ от 3 марта 1995 г. №16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования» разъяснено, что тарифный фонд - фонд на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п., а надтарифный - дополнительный фонд (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.

ПЕНСИЯ

С 24.11.83 г. по 17.05.86 г. я работала воспитателем в детском саду Советско-Монгольского совместного предприятия «Эрдэнэт». Может ли быть включен этот период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью?

В специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Должность и учреждение, в котором вы работали, дает право для зачета указанных периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.

Кроме того, информируем вас, что постановлением Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 г. №11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Я проработал 24 года в школе учителем физической культуры. Затем устроился тренером-преподавателем по баскетболу в детский юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП). Через год стал оформлять документы для досрочного назначения пенсии, но мне объяснили, что период работы в этом учреждении не будет засчитан в специальный стаж. Имею ли я право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью?

В специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Учреждение (детский юношеский клуб физической подготовки), в котором вы работали, не поименовано в указанном Списке, поэтому этот период не засчитан в специальный стаж.

Вместе с тем сообщаем, что ранее действовавшее, но утратившее силу 22 сентября 1999 г., постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» допускало зачет в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы во внешкольных учреждениях в должности тренера-преподавателя. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23.04.90 г. №280 «Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного Положения о внешкольном учреждении» было определено, что детский юношеский клуб физической подготовки относился к внешкольным учреждениям.

Ведущий рубрики - Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза