Прежде всего мы начали работу по созданию обстановки нетерпимости к наркотикам. В начале февраля педагоги школы обратили внимание на неадекватное поведение двух учеников 10-го класса. Об этом немедленно стало известно директору школы и его заместителям. В процессе беседы с этими ребятами выяснилось, что они приняли психотропные таблетки, чтобы проверить, вызывают они «кайф» или нет. В тот же день в школу были приглашены их родители. На другой день ученики и их родители давали свои объяснения в отделе милиции «Печатники». Такая быстрая и бескомпромиссная реакция отбила охоту «пробовать» таблетки не только у этих ребят, но и у всех других учеников школы.

Вторым не менее важным разделом антинаркотической работы стала правильно организованная антинаркотическая пропаганда. Исследования ученых показывают: для того чтобы несовершеннолетние прочно усвоили какое-либо сложное понятие, необходимо повторять его не менее 12-15 раз в течение учебного года.

Антинаркотическую работу с детьми мы начинаем с пятых классов. Всего в школе 24 таких класса. Совершенно очевидно, что ни наркологи, ни приглашаемые для проведения бесед психологи, ни работники милиции не в состоянии выступить с беседами о вреде наркомании во всех 24 классах такое количество раз. Сделать это могут только сами учителя. В результате настойчивой разъяснительной работы администрации удалось убедить классных руководителей и учителей-предметников активно включиться в проведение антинаркотической работы с детьми и их родителями. Один раз в учебную четверть перед ребятами выступал педагог-психолог школы и один раз в учебное полугодие в этих беседах принимал участие инспектор по делам несовершеннолетних ОДВ «Печатники».

Какова методика проведения бесед? Не останавливаясь на характеристиках того или иного наркотика, мы стараемся убедить ребят о пагубных последствиях их употребления. При этом особо подчеркивается мысль, что если наркоман начал употреблять «легкий» наркотик, например, такой, как гашиш, то очень скоро он все равно перейдет на «тяжелый» наркотик - героин, который в больших количествах поступает в нашу страну из Афганистана.

Наш многолетний опыт антинаркотической работы показывает, что на подростков не очень эффективно воздействуют утверждения об опасности употребления наркотиков, которые могут наступить в некотором отдаленном будущем. А вот рассказ о том, что, если у наркомана, даже начинающего, не окажется очередной «дозы», и он будет корчиться от боли, метаться и мучительно искать любую возможность, чтобы эту «дозу» достать, воспринимается как реальная угроза.

Следующий убедительный пример - это возможность привлечения к уголовной ответственности по ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая гласит «Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

Заключением Постоянного комитета по контролю за наркотиками от 25 декабря 1997 года к крупным размерам отнесены: кокаин от 0,01 до 1 гр., метадон от 0,01 до 1 гр., морфин от 0,01 до 1 гр., героин от 0,001 до 0,005 гр. Таким образом, под понятие «в крупном размере» подходит даже одна доза героина.

Во время бесед мы обязательно затрагиваем и чисто медицинский аспект. Как показывает статистика, в Москве около 80% наркоманов, употребляющих героин, заражены СПИДом, очень многие инфицированы гепатитом «С», который так же, как и СПИД, в настоящее время неизлечим. Эти заболевания передаются от одного наркомана к другому, когда они пользуются одним шприцем при введении наркотика.

Чтобы заинтересовать ребят, для каждой беседы надо найти интересный информационный повод. Так, например, в газете «Московский комсомолец» в колонке происшествий было рассказано, что юноша, пристрастившийся к наркотикам, во время «ломки» очень страдал и, чтобы заглушить внутреннюю боль, зубами грыз батарею парового отопления. Когда я прочитал эту заметку, в классе наступила полная тишина. Все стали внимательно слушать, и до конца беседы внимание всех учеников не отвлекалось ни разу.

Интересные материалы мы получаем от детских работников милиции. Недавно мне сообщили, что в одном из домов поблизости от школы от передозировки героина умер восемнадцатилетний молодой человек. Поскольку этого юношу многие из учеников знали, этот информационный повод для очередной антинаркотической беседы оказался достаточно убедительным.

Вовлечение подростков в наркоманию чаще всего происходит во дворах, подвалах и других местах, где собираются несовершеннолетние. Особенно опасные места - дискотеки, молодежные клубы, бары, где любят проводить время подростки. Опасность приобщения к наркотикам может возникать, если ребята поддерживают дружеские отношения с теми, кто стал завсегдатаем этих заведений. Обо всем этом классные руководители рассказывают родителям.

Администрацией и родительским комитетом школы разработана и вручена каждому родителю «Памятка для родителей», где изложены все вопросы, о которых говорилось выше, и рассказано о признаках, по которым можно определить, что подросток начинает приобщаться к наркотикам.

В общешкольном плане работы по борьбе с наркоманией предусмотрены и такие аспекты воспитательной работы, как активизация борьбы с прогулами. Наши классные руководители по каждому факту неявки на занятия выясняют у родителей причину. Одновременно с проведением специальных антинаркотических мероприятий мы не забываем о широком вовлечении ребят в занятия спортом и художественную самодеятельность.

Проводимая у нас в школе антинаркотическая работа не требует дополнительных расходов, увеличения штатов и в то же время позволяет вырабатывать у ребят иммунитет к наркотикам.

Владимир АКИШИН, педагог-психолог 519-й школы

Москва