Сначала слово взял председатель ФНПР Михаил Шмаков. Он очень коротко сообщил о тех пунктах законопроекта, с которыми профсоюзы не могут согласиться, и заявил, что нельзя принимать документ без обсуждения в трехсторонней комиссии, в которой теперь по распоряжению Президента России правительство будет представлять Александр Жуков. Шмаков подчеркнул, что профсоюзы возражают против передачи законопроекта в Госдуму. В ответ Александр Жуков сообщил, что на 25 июня назначено заседание РТК, которая рассмотрит все вопросы еще до первого чтения проекта закона.

По словам вице-премьера, все предложения направлены на то, чтобы привести законодательство к единому знаменателю, и основная цель правительства - разграничить полномочия субъектов. Профлидеры трижды задавали вице-премьеру вопрос о том, какое, например, отношение к разграничению полномочий имеет закон об отмене моратория на приватизацию образовательных учреждений. В конце концов Александр Дмитриевич ответил так: «Никакого отношения не имеет, но все равно мы будем это делать, потому что в нынешнем виде учреждения образования работают неэффективно».

Тут же последовал еще один вопрос: неужели вице-премьер считает, что негосударственные учебные заведения, в отличие от государственных, работают очень эффективно? Жуков в ответ предложил не разводить по этому поводу дискуссий, мол, все обсуждения состоятся на заседании РТК.

Вице-премьер несколько раз повторил, что правительство никому не враг и все его предложения направлены на увеличение зарплаты бюджетников и кардинальное повышение уровня жизни работающих. Без роста промышленности и экономики, подчеркнул Жуков, вообще не будет никаких социальных льгот и гарантий, поэтому единственная задача правительства в этой сфере - увеличить налогооблагаемую базу, кстати, поэтому и появились предложения о снижении Единого социального налога. Правительство, отметил Жуков, намерено за три года сократить бедность в два раза, при этом он не стал уточнять, что такое, по мнению правительства, бедность.

Между тем подобное уточнение было бы весьма кстати, потому что правительство, кроме всего прочего, предлагает отметить такой показатель, как средняя зарплата по промышленности, который позволял долгие годы сравнивать зарплаты бюджетников и производственников. Если будет отменен и такой критерий, как соотношение минимального уровня оплаты труда и прожиточного минимума, бедность исчезнет в один момент, и президенту можно будет отрапортовать, что его задание выполнено на сто процентов. Нет показателя - нет бедных.

С 1 января 2005 года в России должна начаться новая жизнь, федеральному правительству уже никто не сможет адресовать те или иные упреки - ответственность возьмут на себя регионы и претензии будут адресованы им. Конечно, тут же возник новый вопрос, который никто так и не решился задать. Если все будут делать региональные власти, в том числе находить средства на исполнение спущенных им полномочий, то зачем нужно федеральное правительство? В результате принятия законопроекта может разрушиться не только образовательное, но и вообще государственное пространство России. Но, видимо, такой аспект, как и многие другие, авторы документа не просчитывают и не просматривают. Просматривать просто некогда - спешка с принятием законопроекта сумасшедшая. Просчитывать же, смогут ли регионы принять на себя все заботы с 1 января 2005 года, никто, похоже, и не стремится. Михаил Шмаков предложил Жукову последовательно рассмотреть возможности регионов, но его предложение вице-премьер почему-то обсуждать не стал.

Тут в разговор вступил министр Михаил Зурабов. Он парировал упреки профлидеров в том, что образовательное пространство разрушит разная зарплата учителей в разных регионах и городах. Ничего страшного в этом Зурабов не видит: пусть каждый муниципалитет платит столько, сколько сможет.

Профсоюзные лидеры задали вопрос: а как в этом случае быть с национальными стандартами образования, которые едины для всей страны? Получается, что стандарты одинаковые, а выполнять их придется учителям за разную зарплату, есть ли в этом справедливость? Да и как быть с качеством образования, ведь один регион на большую зарплату пригласит учителей с высокими разрядами, а другой - на маленькую зарплату - позовет только того, кто согласится работать за такие деньги.

Министр откровенно удивлялся: а при чем тут все это? Если у региона есть учебное заведение, то он должен его содержать, а государство будет только контролировать лицензирование учебной деятельности учреждений.

Зурабов отметил, что правительство не может исполнять возложенные на него законодательством обязательства, поэтому нужно сказать об этом открыто и честно. По его словам, все регионы категорически требуют передачи им полномочий и возможности управлять своими учреждениями образования, здравоохранения и культуры, что все губернаторы хотят сами определять, сколько и за что платить, чему и как учить.

Такие утверждения вызывают сомнения. Судя по всему, губернаторы за самостоятельность, но с деньгами, которые им дадут вместе с мандатами. Мэр Москвы Юрий Лужков пообещал сохранить все льготы, которые давно вошли в практику социальной защиты столичных педагогов. Но регионов-доноров в России всего несколько, поэтому утверждать, что губернаторы хотят за свои деньги рулить социальной сферой, весьма смело. Да и Лужков говорит о том, что хорошо бы пересмотреть законы в части распределения финансов на социальную сферу. Скорее всего губернаторы и мэры просто еще не разобрались в том, что их ожидает, а поэтому пока молчат. Но может получиться так, что, когда они захотят сказать свое слово, будет уже поздно.

Расставаясь с вице-премьером, профлидеры предупредили, что если предложения и возражения работников бюджетной сферы не будут учтены, осенью начнется Всероссийская забастовка.